May 27,2010 Темы: Беларусь

Во времена СССР, частью которого являлась Белорус­ская ССР, отношения между Беларусью и Турцией в политической сфере были сдержанными. Развитию диалога препятствовали отсутствие у со­ветских республик возможности проводить самостоятельную внешнюю политику и идеологическая ограниченность внешней политики СССР, руководство которого относилось к входящей в НАТО и слишком тесно связанной с США (с точки зрения Кремля) Турции настороженно. Выход Беларуси на международную арену в качестве независимого государства способствовал активизации белорусско-турецких контактов.

16 декабря 1991 г. Турецкая Республика признала независимость Респу­блики Беларусь, 25 марта 1992 г. обе страны установили дипломатиче­ские отношения. В 1992 г. в Беларуси побывал с визитом Председатель Великого На­ционального собрания Турции Х. Джиндорук. В том же году в Минске начало работать турецкое посольство.

В конце 1994 г. в белорусско-турецких отношениях возникли серьез­ные проблемы. Белорусские спецслужбы обвинили двух граждан Бела­руси в шпионской деятельности в пользу Турции. «Шпионский скандал» привел к высылке из Республики Беларусь двух атташе турецкого посоль­ства, которым инкриминировалась «деятельность, несовместимая со ста­тусом дипломата». Турецкая сторона не согласилась с предъявленными обвинениями. МИД Турции расценил действия белорусских властей как необоснованные и несправедливые, а правительство Турции объявило об отмене всех визитов в Беларусь на высшем уровне, прекратило работу над двусторонними соглашениями, приостановило выделение Беларусикредита в 100 млн долл., аннулировало механизм действия совместного Делового совета. Однако уже в 1995 г. белорусско-турецкие отношения были нормализованы. Факт нормализации был подтвержден во время ви­зита в Республику Беларусь министра иностранных дел Турции Э.Иненю в августе 1995 г.

В июле 1996 г. состоялся первый в истории белорусско-турецких от­ношений официальный визит в Турцию Президента Республики Бела­русь А. Лукашенко. Главным итогом визита стало подписание Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Турецкой Ре­спубликой (договор был подписан в Анкаре 24 июля 1996 г. и выступил в силу в апреле 2000 г.). Беларусь и Турция обязались выстраивать отно­шения на основе добрососедства, сотрудничества и взаимного доверия, уважать политическую независимость, суверенитет, территориальную целостность, не вмешиваться во внутренние дела друг друга и мирно раз­решать возникающие споры.

В апреле 1997 г. в Минске было проведено первое заседание Со­вместной межправительственной белорусско-турецкой экономической комиссии.

В 1997 г. в Турции начало функционировать посольство Беларуси. Первым белорусским послом в Турции стал Н. Лепешко. 16 июля 1997 г. он вручил верительные грамоты Президенту Турецкой Республики С. Демирелю.

Однако белорусско-турецкие отношения второй половины 1990-х гг. не отличались стабильностью. В 1997 г. депутаты Великого Националь­ного собрания (парламента) Турции отказались создать группу дружбы с Национальным собранием Республики Беларусь. Тем самым они поста­вили под сомнение легитимность белорусского парламента, сформиро­ванного в ноябре 1996 г.

В июне 1998 г. во время инцидента, связанного с удалением резиден­ций иностранных дипломатов из правительственного поселка «Дрозды», руководство Турции отозвало «для консультаций» посла Ф. Шуле Сойсал, фактически проявив солидарность со странами ЕС и США. Впрочем, на этот раз охлаждение белорусско-турецких отношений было недолгим. Осенью 1998 г. турецкая сторона сочла конфликт исчерпанным, и глава турецкой дипломатической миссии вернулась в Минск.

В октябре 1998 г. в Турции побывал с официальным визитом министр иностранных дел Беларуси И. Антонович. В ходе визита он встретился с Президентом Турции С. Демирелем, провел переговоры с Премьер-министром Турции М. Йылмазом, руководством Белорусско-турецкогоделового совета, министром иностранных дел Турции И. Джемом. В цен­тре внимания участников переговоров были вопросы расширения дву­стороннего сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Характеризуя состояние двусторонних отношений, глава бело­русского внешнеполитического ведомства обратил внимание на совпа­дение позиций Беларуси и Турции по многим вопросам международной жизни, высказав мнение, что во многом такое совпадение обусловлено «остракизмом по отношению к Турции и Беларуси со стороны ЕС».

В ноябре 1998 г. Турцию посетила делегация Национального собра­ния Республики Беларусь во главе с Председателем Совета Республики П. Шипуком. Визит способствовал налаживанию белорусско-турецких межпарламентских связей.

В ноябре 1999 г. в Турции вновь побывал с визитом Президент Ре­спублики Беларусь А. Лукашенко. Хотя на этот раз основной целью ви­зита главы белорусского государства являлось участие в Стамбульском саммите ОБСЕ, он провел встречу с Президентом Турецкой Республики С. Демирелем.

В феврале 2000 г. визит в Турцию осуществил заместитель Премьер- министра, министр иностранных дел Республики Беларусь У. Латыпов. Главной целью визита являлось участие белорусской делегации во втором заседании Совместной Межправительственной белорусско-турецкой эко­номической комиссии, турецкая сторона принимала белорусских гостей очень дружелюбно. Глава белорусской делегации встретился с Президен­том Турции С. Демирелем, в ходе которой глава турецкого государства акцентировал внимание на готовности Турции активизировать отноше­ния с Беларусью. Практические вопросы двустороннего сотрудничества обсуждались в ходе встреч У. Латыпова с Премьер-министром Турции Б. Эджевитом, Государственным министром по вопросам экономики Т. Тоскаем, государственным министром Р. Юджеленом, государственным ми­нистром по европейским делам С. Гюрелем.

В сентябре 2000 г. в Нью-Йорке в рамках «Саммита тысячелетия» со­стоялась встреча Президента Республики Беларусь А. Лукашенко с но­вым Президентом Турецкой Республики А. Сезером.

Еще более интенсивным стал белорусско-турецкий диалог в первом десятилетии XXI века. В это время отношения между двумя государства­ми сохраняли ровный и дружественный характер, выгодно отличаясь от отношений предшествующего десятилетия, однако были перенесено на уровень правительств, парламентов и внешнеполитических ведомств двух стран.

В мае 2004 г. и в декабре 2008 г. Турцию посещал министр иностран­ных дел Беларуси С. Мартынов. В ходе последнего по счету визита глава белорусского внешнеполитического ведомства принял участие в работе 6-го заседания Совместной межправительственной белорусско-турецкой экономической комиссии, провел встречи с Президентом Турции А. Гюлем, государственным министром по внешней торговле К. Тюзменом, Государственным министром по вопросам религии, международного технического и культурного сотрудничества М. Языджиоглу, министром иностранных дел А. Бабаджаном, министром культуры и туризма Э. Гюнаем, с руководством межпарламентской группы «Турция-Беларусь» в Великом Национальном собрании Турецкой Республики.

В 2000, 2001, 2004-2006, 2008, 2009 гг. министерства иностранных дел Беларуси и Турции проводили совместные консультации. Белорус­ские и турецкие дипломаты обсуждали актуальные вопросы двусторон­него взаимодействия в различных сферах, вопросы урегулирования ре­гиональных конфликтов и т. п. В ходе последнего раунда консультаций, который состоялся в Минске в мае 2009 г., был рассмотрен широкий круг вопросов двусторонних отношений, обсуждены возможности расшире­ния белорусско-турецкого взаимодействия на международной арене.

Беларусь не вмешивалась в конфликты Турции с соседними госу­дарствами (прежде всего с Грецией и Сирией), считая, что они должны решаться путем переговоров. Безоговорочно поддерживали белорусские руководители также и внутреннюю политику турецкого правительства, в том числе по «курдской проблеме», рассматривая ее с позиций борьбы против терроризма. Представители Беларуси и Турции неоднократно об­ращали внимание на совпадение подходов по вопросам прав человека и формирования новых отношений европейской безопасности.

Турция признала результаты парламентских и президентских выбо­ров в Беларуси в 2000, 2001, 2004, 2006 и 2008 гг. В апреле 2002 г. в турец­ком парламенте была образована группа дружбы и сотрудничества с На­циональным собранием Республики Беларусь (депутаты Национального собрания Республики Беларусь образовали группу по сотрудничеству с парламентом Турции в 2001 г.). Межпарламентский диалог получил раз­витие в ходе визитов турецких парламентариев в Беларусь в июне 2004 г. и белорусских парламентариев в Турцию в июне 2002 г. и в апреле 2005 г. В июне 2008 г. в Беларуси вновь побывала делегация турецких парламен­тариев.

В 2000-х гг. Беларусь и Турция продолжили взаимодействие в рам­ках ООН и ОБСЕ. В сентябре 2000 г. Турция поддержала предложениео приеме Беларуси в члены Гаагской конференции по международному частному праву. В октябре 2005 г. при содействии Турции Республика Беларусь получила статус наблюдателя в Организации Черноморского экономического сотрудничества. В том же году Беларусь и Турция подпи­сали итоговый протокол о завершении двусторонних переговоров по до­ступу к рынкам товаров и услуг в рамках ВТО. Турецкая сторона считает бесперспективной политику изоляции, проводимой ПАСЕ в отношении Беларуси, и высказывается за активизацию диалога между Беларусью и Советом Европы.

Беларусь и Турция смогли создать достаточно развитую юридиче­скую базу взаимодействия. К осени 2009 г. ими было подписано около 30 двусторонних договоров и соглашений, в т. ч. соглашения о торговом и экономическом сотрудничестве, о взаимных безвизовых поездках по дипломатическим, служебным и специальным паспортам, о взаимном содействии и взаимной защите инвестиций, о воздушном сообщении, о международном автомобильном сообщении, о сотрудничестве в обла­сти образования, науки, культуры и спорта, о сотрудничестве в области туризма, об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, о сотрудничестве в борьбе с международной организованной преступностью, международной нелегальной торговлей наркотиками и международным терроризмом, о сотрудничестве в области военного обучения, техники и науки, Протокол о сотрудничестве в области обме­на информацией и др. Процесс совершенствования договорно-правовой базы двустороннего общения продолжается.

В целом же можно отметить, что в настоящее время белорусско-турецкие отношения развиваются в конструктивном духе, на основе вза­имного уважения и признания особенностей развития двух стран. Допол­нительным стимулом к расширению белорусско-турецких связей могут стать проекты «Восточного партнерства». Хотя инициатива ЕС напрямую Турцию не затрагивает, турецкая сторона выражает готовность подклю­читься к реализации европейских проектов в Беларуси. Насколько успеш­ным будет такое сотрудничество, покажет время.

Тихомиров А. В., Белорусский государственный университет, факультет международных отношений, доцент