Mar 07,2011 Темы: Польша

 «Оттепель» в отношениях Беларуси и Европейского союза, наступившая осенью 2008 г., создала благоприятные условия для расширения политического диалога между официальными структурами в Минске и Варшаве.

В июне 2009 г. Польшу посетил Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь А. Кобяков. Формально его визит был связан с проведением в Варшаве первого Белорусско-польского экономического саммита. Заместитель главы белорусского правительства сообщил журналистам о возможности проведения встречи Премьер-министров Беларуси и Польши, но заметил, что для организации такой встречи необходима серьезная подготовка [2].

В июле 2009 г. в Минске побывала польская делегация во главе с руководителем канцелярии Председателя Совета министров Польши Т. Арабским. Членов делегации принял Глава администрации Президента Республики Беларусь В. Макей.

В сентябре 2009 г. в Гданьске в рамках мероприятий, посвященных 70-летию начала Второй мировой войны, состоялась встреча Премьер-министров Беларуси С. Сидорского с Председателем Совета министров Польши Д. Туском. Главы правительств обсудили вопросы расширения двустороннего сотрудничества, сконцентрировав внимание на возможностях и перспективах взаимодействия в торгово-экономической и инвестиционной сферах.

В январе 2010 г. в Минске побывал с визитом Министр экономику Польши В. Павляк. Главной целью его визита стало участие в заседании Совместной белорусско-польской комиссии по экономическому сотрудничеству.

В марте 2010 г. состоялся рабочий визит в Польшу Министра культуры Республики Беларусь П. Латушко, приуроченный к двухсотлетней годовщине со дня рождения композитора Ф. Шопена.

В 2010 г. Польшу дважды посетил Министр иностранных дел Республики Беларусь С. Мартынов. Во время первого визита, который состоялся в феврале 2010 г., в Варшаве был подписан Договор о принципах малого приграничного движения между Республикой Беларусь и Польшей. Второй визит, осуществленный в мае 2010 г., был связан с проведением в польском городе Сопот неформальной встречи министров иностранных дел стран — участников инициативы ЕС «Восточное партнерство».

В феврале 2010 г. в Киеве состоялась встреча Президента Республики Беларусь с Министром иностранных дел Польши Р. Сикорским. В ходе этой встречи глава белорусского государства заявил, что между Беларусью и Польшей нет никаких проблем, существуют только недоразумения, которые можно преодолеть. «У нас много точек соприкосновения и их надо развивать. Делая это, мы решим те проблемы, которые сегодня существуют. Мы это можем сделать», — заметил он [1]. Новая встреча президента Республики Беларусь с Министром иностранных дел Польши состоялась в Минске в ноябре 2010 г. На встрече с А. Лукашенко Р. Сикорский заявил, что Польша как сосед Беларуси и как член Евросоюза заинтересована в том, чтобы Беларусь была европейской нацией и следовала европейским ценностям [8]. Он призвал белорусское руководство продолжать политические реформы, высказав мнение, что первым шагом на пути к демократии должны стать белорусские президентские выборы. Министр иностранных дел Польши заметил, что в случае проведения свободных выборов Беларусь сможет рассчитывать на получение 3 млрд евро в течение ближайших трех лет из разных источников [9]. Следует отметить, что преддверии визита Р. Сикорского глава белорусского государства впервые за многие годы получил возможность изложить свою позицию относительно состояния и перспектив развития белорусско-польских отношений в ведущих польских СМИ.

Однако достичь полного взаимопонимания официальным структурам в Минске и Варшаве не удалось. В частности, в 2009—2010 гг. сохранялись разногласия сторон относительно «Союза поляков Беларуси». В то время как польские власти добивались легализации объединения, возглавляемого А. Борис, белорусские власти настаивали на том, что от имени польской диаспоры может выступать только руководство, утвержденное Министерством юстиции Республики Беларусь.

В сентябре 2009 г. в Гродно состоялся съезд официального «Союза поляков в Беларуси», участники которого избрали на безальтернативной основе новым главой организации предпринимателя С.Семашко.

Что касается активистов неофициальной организации, то в августе 2009 г. в белорусских СМИ появилась информация о причастности А. Борис к финансовым махинациям (хотя официальные обвинения ей предъявлены не были). Сторонникам А. Борис неоднократно давали понять, что они находятся под контролем белорусских спецслужб. В начале 2010 г. польско-белорусский спор относительно судьбы «Союза поляков Беларуси» обострился. 8 февраля 2010 г. из помещения Дома польского в Ивенце (Воложинский район Минской области) была принудительно выдворена руководившая им Т. Соболь, которая, по мнению белорусских властей, ориентировалась на А. Борис. Позднее Т.Соболь были предъявлены обвинения в незаконном захвате имущества организации.

Конфликтная ситуация в Ивенце не осталась незамеченной в Варшаве. Польские политики выражали возмущение действиями белорусских властей. Президент Польши Л. Качиньский направил протест Президенту Республики Беларусь и демонстративно принял А. Борис. Д. Туск охарактеризовал соответствующую политику как «репрессии в отношении польского национального меньшинства» и заявил, что ее продолжение затруднит нормализацию белорусско-польских отношений [10].

Сейм Польши 17 февраля 2010 г. принял заявление, в котором осудил действия белорусских властей и призвал их уважать права человека и гражданина. Из Минска был отозван польский посол Т. Павляк. Польская сторона грозила ввести санкции в отношении белорусских должностных лиц, причастных к нарушению прав польского меньшинства.

Критика в адрес Беларуси звучала не только в Польше, но и в структурах ЕС. В частности, глава делегации Европарламента по связям с Беларусью Я. Протасевич в феврале 2010 г. заявил, что проблемой «Союза поляков Беларуси» нужно заниматься на общеевропейском уровне, поскольку «на двустороннем уровне Польше не удалось добиться от властей Беларуси уважения этой элементарной нормы» [7]. Польская позиция была поддержана европейскими политиками. В частности, Верховный представитель ЕС по внешним связям К. Эштон в заявлении от 16 февраля 2010 г. обратила внимание белорусского руководства на то, что сложившаяся ситуация с польским меньшинством в Беларуси влияет на отношения Минска и ЕС [3].

Однако белорусские власти политику в отношении польских оппозиционеров в своей стране не изменили, ссылаясь на то, что конфликтная ситуация порождена исключительно их амбициями. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко на встрече с Р. Сикорским 25 февраля 2010 г. заметил, что будет делать все, чтобы белорусским полякам было не хуже, чем полякам в Польше [1]. «Это — наши поляки, мои избиратели», — подчеркнул он [4]. Схожую позицию занял Министр иностранных дел Беларуси С. Мартынов. В интервью польским СМИ в феврале 2010 г. он заявил, что белорусские государственные структуры не вмешиваются во внутренние дела граждан Беларуси, считающих себя поляками, и не допустят вмешательства в эти дела польских государственных структур [11].

Уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л. Гуляко, комментируя ситуацию, сложившуюся в «Союзе поляков Беларуси», заметил, что в Беларуси действуют 16 домов поляка и серьезных конфликтных ситуаций нигде не возникало. «Одно время была конфликтная ситуация в Барановичах. Там тоже Анжелика Борис пыталась мутить воду, но местное руководство СПБ заняло разумную позицию. Пробовали провоцировать ситуацию в Борисове — тоже не получилось. Вот и все — осталось одно: мутят в Гродно вокруг республиканского дома СПБ и в Ивенце. Из этих двух точек надо каким-то образом сделать пиар-акции, потому как иначе теряется смысл», — заявил он на пресс-конференции 17 февраля 2010 г. [6].

Заявления и действия польских политиков традиционно были расценены как вмешательство во внутренние дела Белорусского государства. Так, постоянный представитель Беларуси при ОБСЕ А. Сычев на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене 25 февраля 2010 г. отметил, что суть сложившейся ситуации вокруг «Союза поляков Беларуси» «состоит не в каком-либо ущемлении прав национального меньшинства, а во внутреннем расколе, борьбе за лидерство в этом общественном объединении, представляющем интересы граждан Беларуси польской национальности». Белорусский дипломат утверждал, что конфликтную ситуацию спровоцировали закон «О карте поляка», принятый польским руководством «без учета рекомендаций Венецианской комиссии Совета Европы и Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, а также мнения белорусской стороны», и стремление официальных лиц Польши делить белорусских поляков на «своих» и «чужих» [5]

Невзирая на протесты, звучавшие из Варшавы, в апреле 2010 г. судебные приставы описали имущество в гродненской квартире А. Борис, предложив ей заплатить штраф в 5,3 млн белорусских рублей. В июне 2010 г. А. Борис объявила об отставке со своего поста, объяснив принятое решение личными мотивами (конкретно эти мотивы не раскрывались). Новым председателем оппозиционного «Союза поляков Беларуси» стала А. Орехво, выразившая намерение продолжать борьбу за признание организации белорусскими властями. Смена руководства несколько смягчила остроту проблемы, хотя полностью ее не устранила.

Об отсутствии атмосферы доверия в отношениях между официальными структурами в Минске и Варшаве засвидетельствовала реакция белорусских властей на трагическую гибель в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 г. Президента Польши Л. Качиньского и ряда представителей польского руководства и польской общественности. Хотя А. Лукашенко и С. Мартынов выразили соболезнования в связи с авиакатастрофой и белорусская сторона беспрепятственно пропустила в Смоленск родственников погибших и специалистов по расследованию причин падения польского президентского самолета, Беларусь стала единственной соседкой Польши, не объявившей национальный траур в связи с авиакатастрофой. Более того, 11 апреля 2010 г. в белорусской сетке теле- и радиовещания сохранялись развлекательные передачи, что в сочетании с польской трагедией и реакцией на нее в России, Украине и Литве выглядело достаточно бестактно (развлекательные передачи были убраны из сетки вещания лишь непосредственно в день похорон погибших 18 апреля 2010 г.). В отличие от ряда других государств мира, представленных на траурной церемонии в Кракове первыми лицами, белорусскую официальную делегацию возглавил Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Б. Батура, занимавший не самое высокое место во властной иерархии. Такая позиция диссонировала с позицией России, руководство которой постаралось использовать произошедшую трагедию для реального улучшения отношений с Польшей и отчасти достигло поставленной цели.

Следует обратить внимание и на то, что польская сторона не стремилась к полному и безоговорочному признанию внутрибелорусских политических реалий. Польские политики выражали намерение продолжать оказание поддержки гражданскому обществу в Беларуси, расширить поддержку телеканала «Белсат», радиостанции «Рация», программы Калиновского. Также официальная Варшава не отказалась от контактов с белорусской оппозицией. Так, в 2010 г. в польской столице побывали лидеры движения «За свободу» А. Милинкевич, Партии БНФ А. Янукевич, Объединенной гражданской партии А. Лебедько, Белорусской партии левых «Справедливый мир» С. Калякин, объединения «Молодой фронт» Д. Дашкевич, Белорусской социал-демократической громады С. Шушкевич, заместитель председателя общественного объединения «Адраджэньне» А. Михалевич, сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» В. Римашевский. Осенью 2010 г. на достаточно высоком уровне в Варшаве приняли претендентов на пост Президента Республики Беларусь Я. Романчука и В. Некляева. Польские официальные лица выразили готовность направить на белорусские президентские выборы большую делегацию, включив в ее состав представителей Сената, Сейма и ряда неправительственных организаций.

В целом же можно сказать,  что в 2009—2010 гг. состояние белорусско-польского политического диалога оставляло двойственное впечатление. С одной стороны, белорусско-польские отношения в политической сфере стали более активными в сравнении с 2005—2007 гг. Активизация политического диалога позволила приступить к решению некоторых проблем межгосударственного общения, усовершенствовать договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества. Значимым событием стало подписание в Варшаве 12 февраля 2010 г. белорусско-польского соглашения о малом пограничном движении, которое облегчает порядок пересечения границы гражданами Беларуси и Польши, проживающими в пределах 30 км от линии государственной границы. К началу декабря 2010 г. данное соглашение ратифицировали Сейм Польши и Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. Вместе с тем нужно признать, что радикального изменения характер белорусско-польского политического диалога в рассматриваемый временной период не претерпел. Общение на уровне официальных структур двух стран осталось сдержанным, а значительная часть проблем, возникших в белорусско-польских отношениях в предшествующие годы, — неразрешенной.

Александр Тихомиров, кандидат исторических наук, доцент, Белорусский государственный университет