НАТО не только не замедляется в своем расширении, напротив, намечает перспективы принятия в свои ряды новых стран, расположенных на границе Европы и Азии. В систему активного партнерства с НАТО сегодня вовлечены Украина, Молдова и страны Закавказья. Фактически происходит наращивание боевого потенциала НАТО и США вблизи границ России, которое сопровождается усилением военной активности западных держав в Ираке, Афганистане, Средиземном море и Персидском заливе, что в перспективе способно коренным образом изменить геополитическую ситуацию в центре Евразии. Можно предполагать, что активность НАТО является предвестником больших перемен, которые следует ожидать в ближайшем будущем.
Другой немаловажный аспект продвижения НАТО на Восток и Юго-Восток — стремление закрепиться на новых рубежах. В настоящее время закладывается основа для дальнейшего расширения сферы влияния НАТО па Евразийском континенте. С 2001 г. в Афганистане находятся Международные силы содействия безопасности (ISAF), основу которых составляют воинские подразделения государств НАТО — 84 150 солдат из 39 государств, в том числе 45 780 в составе ISAFи 28 300 — в составе отдельной группы войск военнослужащих США.
Практика показала, что справиться одновременно с афганской и иракской проблемами англо-американская коалиция не способна. Военные кампании стали очень затратными даже для американского бюджета, в связи с чем обнаруживается стремление США привлечь в зоны боевых действий своих союзников по НАТО. Альянс заявляет также о готовности продолжать работу в данном направлении, при этом отмечается, что HДTOне может нести это бремя в одиночку. В этой связи в Декларации Организации Североатлантического договора и Исламской Республики Афганистан от 6 сентября 2006 г. содержится призыв к ООН, ЕС, другим международным организациям и донорам увеличить помощь Афганистану. В декларации НАТО обращает внимание на взаимосвязь между деятельностью повстанцев и оборотом наркотиков в Афганистане и заявляет о продолжении содействия афганскому правительству в рамках мандата ISAFв борьбе с наркотиками, в связи с чем можно предположить активизацию деятельности сторон в данном направлении.
Основные направления и принципы сотрудничества НАТО и афганского правительства на современном этапе отражены в уже упомянутой Декларации НАТО и Исламской Республики Афганистан, подписанной 6 сентября 2006 г. генеральным секретарем альянса Я. де Хооп Схеффером и президентом Афганистана X. Карзаем. Небольшой по объему, но емкий по содержанию документ определяет перспективные области взаимодействия и задачи, в реализации которых альянс намерен оказать помощь Афганистану. В частности, они включают следующее: реформирование институтов безопасности и обороны Афганистана; помощь в обучении, оснащении и модернизации национальных вооруженных и полицейских сил, развитие их потенциала для самостоятельного и эффективного выполнения своих функций; обеспечение оперативной совместимости афганских вооруженных сил с силами альянса; экспертную и консультационную помощь НАТО в разработке стратегии национальной безопасности и обороны Афганистана как в стратегическом планировании в военной сфере, так и в проведении текущей политики; укрепление контактов и обмен опытом для обеспечения мониторинга соглашений в сфере контроля над вооружением и использования товаров и технологии двойного назначения.
Наряду с военной составляющей документ ориентирует правительство Афганистана на реализацию политических и гуманитарных целей: обеспечение транспарентности и демократического контроля над институтами безопасности и обороны; противодействие незаконному трафику людей; поддержку усилий афганского правительства в сфере борьбы с наркотиками; установление законодательного контроля над правоохранительными организациями в сфере пограничной безопасности и контроля; обеспечение доступа к информации посредством реализации программы НАТО «Виртуальный шелковый путь».
Таким образом, сегодня боевые действия в Афганистане носят многоцелевой характер: они обеспечивают присутствие американских войск в стране, которая расположена на стыке Центральной Азии, Китая, Ирана, Пакистана, что позволяет контролировать несколько направлений. Силы, дислоцированные в Афганистане, могут быть использованы в случае эскалации конфликта США с Ираном. Цели НАТО в Афганистане являются долгосрочными, и в том или ином виде НАТО и США постараются сохранить свое присутствие в этой стране.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — это военно-нолитический союз,созданный государствами СНГ на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г. В настоящее время в организацию входит семь государств СНГ: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан. Республика Узбекистан была среди подписавших ДКБ в 1992 г.; в 1999 г. она приостановила участие в Договоре. Грузия и Азербайджан присоединились к ДКБ в 1993 г., однако в 1999 г. вышли из Договора.
Целями организации являются укрепление мира, международной безопасности и стабильности, защита па коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых они отдают политическим средствам.
2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя Генеральной Ассамблеи ООН.
В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. Так, в статье 2 Договора отмечается, что «в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы». Одновременно в статье 4 предусмотрено, что «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства предоставляют ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Суть Договора, заложенные в нем принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции предопределили реальную возможность для него стать составной частью общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии. «В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности, — записано в статье 1 Договора, — и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор». Этот принципиальный момент постоянно подтверждается в последующих документах ДКБ. «Объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии» (Декларация государств — участников Договора о коллективной безопасности 1999 г.). Существенные перспективы имеет сотрудничество между ООН и ОДКБ. В рамках ОДКБ идет интенсивная работа по созданию собственного миротворческого потенциала, в том числе для использования в операциях ООН по поддержанию мира. В этой области есть немалые возможности для объединения усилий двух организаций.
Взаимодействие государств — членов ОДКБ по проблематике ООН строится не только на совпадающих позициях по многим актуальным вопросам повестки дня всемирной организации, но и на понимании необходимости укрепления ее ведущей роли в мировых делах. ОДКБ заинтересовано в максимальном задействовании коллективных механизмов и потенциала ООН для нейтрализации вызовов региональной безопасности, исходящих от международного терроризма, содействия экономическому развитию.
Государства-члены позитивно оценивают взаимодействие ОДКБ и ОБСЕ по таким проблемам, как борьба с терроризмом, наркотрафиком, незаконной миграцией, укрепление пограничной безопасности. Близость или совпадение позиций, заявленных ОДКБ и ОБСЕ по вопросам укрепления международной безопасности, создают хорошую основу для развития дальнейшего сотрудничества.
С учетом меняющихся военно-политических реалий и появления угроз и вызовов безопасности ОДКБ развивается как многопрофильная и многофункциональная международная структура в этой сфере. Одним из векторов деятельности организации, предполагающим поэтапное углубление сотрудничества соответствующих национальных структур государств — членов ОДКБ, в том числе таможенных служб, является формирование эффективной системы противодействия политическому и религиозному экстремизму, терроризму, наркобизнесу, незаконной миграции в зоне действия Договора о коллективной безопасности.
В настоящее время в ОДКБ эффективно функционируют координационные советы руководителей компетентных органов по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков, борьбы с незаконной миграцией и чрезвычайным ситуациям техногенного и природного характера. В рамках организации принят и реализуется план государств — членов ОДКБ по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на период 2008—2011 гг.
Эксперты НАТО отмечают важность взаимодействия ОДКБ и НАТО по транзиту грузов для поддержки Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане и высказывают заинтересовавшись в организации совместных усилий в ходе переговорного процесса по этим вопросам путем обмена информацией через Секретариат ОДКБ. Причем транзит можно осуществлять не только через Калининград, но и через Владивосток.
В настоящее время ОДКБ ведет активную политику но многим направлениям. На прошедших в 2009 г. саммитах ОДКБ было заявлено о формировании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), главными задачами которых будет отражение военных агрессий и проведение спецопераций по борьбе с международным терроризмом и транснациональной преступностью, а также ликвидация наркотической угрозы, исходящей с территории Афганистана.
В рамках ОДКБ в последние годы были приняты важные решения но вопросу борьбы с незаконным перемещением наркотических и психотропных веществ, например решение о координации деятельности государств — членов ОДКБ но борьбе с наркоугрозой, исходящей извне; создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств — членов ОДКБ; принята Программа совместных мер в рамках ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом и наркоугрозой. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 27 марта 2009 г. был принят План действий государств — членов ШОС и Исламской Республики Афганистан но проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.
Анализ наркоситуации в государствах — членах ОДКБ свидетельствует о том, что структуры транснациональной преступности продолжают активно использовать территории этих стран как для сбыта и распространения наркотиков, так и для переброски их в другие регионы мира. Огромные масштабы производства наркотиков в Афганистане, слабая защищенность границ центрально- азиатских республик способствуют разрастанию наркоагрессии, крупным очагом которой является производство опиатов в этой стране. В сложившихся условиях одним из методов противодействия наркоугрозе стало проведение международных оперативно- профилактических операций «Канал», направленных па выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков.
Таким образом, в сложившейся геополитической обстановке стоит выбор между двумя военно-политическими блоками, каждый из которых преследует свои стратегические цели. Безусловно, НАТО и исторически, и экономически, и организационно является лидером в этой конкурентной борьбе. Несомненным является также и наличие у НАТО огромного груза противоречий с ОДКБ. Не меньше противоречий и между государствами — лидерами обоих блоков.
В этой связи возникает вопрос, есть ли что-то в этих отношениях, можно было бы положить на весы сотрудничества, доверия и взаимопонимания. Как представляется, этим «что-то» является прагматизм, выражающийся в конкретных явлениях, а именно: руководство Армении, Кыргызстана и Таджикистана — члены ОДКБ, но не желая упустить выгоды от взаимодействия с НАТО, определили свою позицию словами премьер-министра Армении С. Саркисяна: «Отношения с НАТО и участие в ОДКБ дополняют нашу систему безопасности»; альянсу для победы в Афганистане необходимы не только ресурсы государств участников, но в первую очередь помощь его государств-соседей, т. е. членов ОДКБ. В свою очередь, последним нужен стабильный, предсказуемый, миролюбивый Афганистан, свободный от исламского радикализма; и НАТО, и ОДКБ предстоит наращивать совместные усилия по борьбе с наркотрафиком. Это не только зло для общества, но и получаемые от продажи наркотиков финансовые ресурсы для врагов коалиции: Талибана и Аль-Каиды; НАТО нуждается в безопасных, мощных транспортно-логистических коридорах, которые ей может предоставить только ОДКБ.
Представленные аргументы свидетельствуют о том, что сотрудничество НАТО—ОДКБ выгодно и желательно обеим сторонам. Перед лицом все возрастающих угроз и вызовов необходимо заложить элементы доверия, которые позволят в будущем перейти к полномасштабному сотрудничеству.
Бровка Г. М., Белорусский национальный технический университет