May 26,2010 Темы: ЕС

Вхождение с 1 мая 2004 года Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, а с 1 января 2007 года Болгарии и Румынии в Европейский cоюз, принятие Европейским сообществом Шенгенского кодекса о границах 15 марта 2006 года (вступившим в силу 13 октября 2006 года) стимулировало проведение государствами-членами Европейского союза согласованной пограничной и таможенной политики как с Республикой Беларусь, так и с другими государствами не входящими в Европейский Союз.

В результате упразднения пограничного и таможенного контроля на внутренних границах Европейского союза последовало смещение интересов организованных преступных групп на внешние границы Европейского cоюза. Активизировался поиск новых каналов наркотрафика, контрабанды и незаконного перемещения подакцизной продукции, в том числетранзитом через территорию Республики Беларусь.

В большинстве случаев трансграничная преступностьявляется криминальным бизнесом, основанным на предложении дефицитных или более дешевых нелегальных товаров и услуг за пределами страны, на территории которых они происходят. Важной частью нелегальной трансграничной операции является сознательное и систематическое нарушение пограничного или таможенного режима.Данные режимы во многих случаях сами дают существование трансграничной преступности, вытесняя своими нормами (например, ограничивающими перевоз определенных групп товаров) и институтами часть трансграничных операций в «теневой сектор». Либерализация пограничной и таможенной политики лишает подобные операций экономической целесообразности, но, в то же время может нанести ущерб государственным экономическим и другим интересам.

Расширению деятельности организованной трансграничной преступности в немалой степени способствуют процессы глобализации, которые облегчают коммуникацию между различными преступными группировками, производителями и потребителями нелегальных товаров и услуг. Несмотря на совершенствование системы контроля над пересечением границ, последние становятся все более проницаемыми для криминальных структур.Организация трансграничных преступных операций в некоторых случаях превосходит организацию борьбы с ними. Это происходит потому, что организаторы и участники подобных операций имеют более сильную мотивацию, финансовые и технические возможности, чем противостоящие структуры и их сотрудники [1].

Трансграничные угрозы – угрозы, способные нанести ущерб одновременно национальной, региональной и глобальной безопасности – через распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения и средств его доставки; создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территории страны или территориях государств-союзников; взаимодействие зарубежных и внутренних подрывных сепаратистских националистических и религиозных экстремистских группировок, деятельность которых направлена на подрыв конституционного строя государства, территориальной целостности и безопасности ее граждан; международная организованная преступность, угрожающая военно-политической безопасности государства стабильности на территориях ее союзников [2].

Для улучшения пограничного сотрудничества со странами, расположенными вдоль внешней сухопутной и морской границы Европейского союза, Европейская Комиссия все программы помощи, такие как ТАСИС, INTERREG и другие с 1 января 2007 года сосредоточила в рамках Политики Европейского соседства и партнерства.Вдругих источниках встречается Европейская политика соседства, Инструмент Европейского соседства и партнерства, представляет собой новый подход Европейского cоюза к соседним странам с целью создания зоны безопасности и благосостояния, «кольца дружественных стран» на границах Европейского Союза.

Основным содержанием европейской пограничной политики является, прежде всего:усиление режима и охраны внешних границ;внедрение и модернизация технических средств пограничного контроля;введение отдельных технологических линий для погранично-таможенного контроля лиц и грузов стран-членов Европейского cоюза; гармонизация нормативно-правовой базы в пограничной сфере.

Рост трансграничных угроз наблюдается на начальном этапе интеграционных процессов между государствами, в переходный период (≈3-7лет). Когда происходит оптимизация взаимодействия государственных структур обеспечивающих как внутреннюю, так и внешнюю безопасность государства, Сообщества, Содружества, Союза. Распад государства, по причине внутренних и/или внешних факторов, приводит к устойчивому росту трансграничной преступности и создаёт постоянную угрозу на локальном, региональном и глобальном уровнях. При этомпуть к стабилизации и развитию может занять десятилетия. Ярким примером может служить дезинтеграция Советского Союза и Югославии. Образовавшиеся независимые государства, а также, граничащие с ними, уже более восемнадцати лет не могут полностью преодолеть её последствия.

Черныш И.А., Институт национальной безопасности Республики Беларусь

1. Трансграничная преступность в зоне южных постсоветских рубежей России: социальные и политические аспекты проблемы / Н. Батищева [и др.]; под ред. С. Голунова – Волгоград: Центр региональных и трансграничных исследований Волгоградского государственного университета (РФ), Центр по изучению международной преступности и коррупции Американского университета (Вашингтон, США), 2005.- 95с.

2. Черныш, И.А. Трансграничные угрозы экономической безопасности государств-участников Договора о создании Союзного государства/ И.А. Черныш// Основные направления экономической безопасности и государств-участников Договора о создании Союзного государства: тез.докл. Междунар. науч.- практ. конф., 14 нояб.2008/редкол.: Н.И. Минич [и др.] - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008.-С. 163-166