Jun 26,2016 Темы: ЕвразЭС

А. В. Русакович, Белорусский государственный университет, доцент

В настоящее время значимым проектом региональной интеграции яв­ляется создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данный про­ект реализуется с января 2015 г., его участниками являются Армения, Бела­русь, Казахстан и Россия. Особенности постсоветской интеграции, ее пер­спективы, сложности реализации, мотивация участия в проекте ЕАЭС тех или иных государств постсоветского пространства, анализ конкурентного и партнерского потенциалов европейской и евразийской интеграции являются предметом дискуссий в политической и экспертной среде. Политики и экс­перты высказывают как оптимистичные мнения относительно перспектив Евразийского союза, так и критические замечания в отношении данного про­екта. В любом случае необходимо подчеркнуть огромные потенциальные возможности нового объединения, которое представляет собой территорию, охватывающую 20 % земной суши, где проживает 175 млн. населения и со­средоточены громадные природные ресурсы. Проект формирования ЕАЭС соответствует современным трендам глобализации и интеграции, учитывает мировой опыт интеграционных объединений, особенности постсоветской ин­теграции.

В ходе подготовки Договора о Евразийском экономическом союзе ос­новными вопросами, которые вызвали дискуссию между государствами- участниками, являлись: трансформация ЕврАзЭС, проблема делегирования наднациональных полномочий органам ЕАЭС, темпы формирования единого экономического пространства, унификация финансовых систем, налоговых ставок и т. д. Во время переговоров и работы экспертов над договором о соз­дании ЕАЭС Беларусь и Казахстан выступили за образование на первона­чальном этапе переходной структуры - «преемника» ЕврАзЭС, обладающего правосубъектностью, российская сторона предлагала создать ЕАЭС без пере­ходного периода. Одним из основных противоречий в подходах представите­лей трех государств являлись перспективы Евразийского экономического союза. В ходе переговорного процесса выявилось, что Беларусь и Казахстан, в отличие от России, считали Евразийский союз исключительно экономиче­ским объединением и не предусматривали в ближайшей перспективе воз­можности политической интеграции. Белорусская и казахстанская стороны на этапе переговоров не поддержали также идеи создания наднационального парламента ЕАЭС, планы введения единой валюты.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС явля­ется международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, в рамках которого обес­печивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, про­ведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. В Договоре подчеркнуто, что союз осуществляет свою деятель­ность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с настоящим Договором. Основными целями Союза были оп­ределены: создание условий для стабильного развития экономик государств- членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресур­сов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной эко­номики.

Существенное влияние на интеграционные процессы на постсоветском пространстве, ситуацию в регионе в целом оказал кризис в Украине в конце 2013-2014 гг., переход Крыма под контроль России, вооруженный конфликт на юго-востоке Украины и российско-украинский конфликт. Исходной пози­цией большинства руководителей постсоветских стран в отношении кризиса в Украине являлось признание необходимости решения конфликта мирным путем. Следует отметить, что в формате СНГ не были выработаны общие подходы относительно ситуации в Украине и разрешения российско- украинских противоречий. В марте 2014 г. правительство Украины заявило о невозможности исполнения функций председательства в СНГ, эти функции перешли к Беларуси. Не удалось сформировать единый подход к решению украинской проблемы в рамках Организации договора о коллективной безо­пасности и Единого экономического пространства. Неформальная встреча глав государств - членов ОДКБ в Москве 8 мая 2014 г. ограничилась обсуж­дением кризисной ситуации в Украине.

В сложившейся в регионе ситуации значимое место приобрела позиция Республики Беларусь. После смены власти в Киеве белорусское руководство заняло взвешенную позицию относительно происходящих процессов, при­знало новое украинское правительство и сохранило с ним достигнутый в предыдущие годы уровень политических и экономических отношений. Важ­ным элементом позиции республики являлось признание территориальной целостности Украины, особенностей ее государственного устройства и вы­движение инициатив по мирному разрешению конфликта. 26 августа 2014 г. в Минске на встрече Президентов стран Таможенного союза, Украины и представителей Европейского союза было достигнуто понимание необходи­мости деэскалации конфликта и 5 сентября 2014 г. был подписан Минский протокол, реализация которого позволила остановить военные действия на юго-востоке Украины приступить к процессу разрешения проблем.

Следует отметить, что, несмотря на то, что ЕАЭС представляет собой экономический союз, дискуссии о перспективе его трансформации в полити­ческую организацию продолжаются. Важным элементом при этом является вопрос военно-политического сотрудничества стран-участников, вопрос взаимодействия ЕАЭС и ОДКБ. Подходы в данном направлении находятся в стадии разработки. Например, в 2014 г. эксперты аналитической ассоциации Организации Договора о коллективной безопасности подготовили проект концепции евразийской безопасности. Как отмечается в проекте документа, «Евразийская экономическая интеграция обладает мощным потенциалом развития в условиях современных детерминант мировой экономики, связан­ных с усилением процессов глобализации и регионализации». По мнению ав­торов проекта, основным институтом обеспечения евразийской безопасности должна стать Организация Договора о коллективной безопасности. Как пред­ставляется, взаимодействие государств ЕАЭС в сфере безопасности и в даль­нейшем будет осуществляться в рамках ОДКБ, которая будет выполнять функции своеобразной военно-политической «зонтичной» структуры эконо­мической интеграции и, во-вторых, в формате двусторонних соглашений. Например, в рамках Союзного государства Российская Федерация и Респуб­лика Беларусь осуществляют эффективное военно-политическое сотрудниче­ство, которое позволяет сторонам оперативно реагировать на изменение об­становки в сфере региональной безопасности. Не исключено также, что взаимодействие между ЕАЭС и ОДКБ будет осуществляться по модели, сложившейся во взаимодействии Организации Североатлантического дого­вора и Европейского союза.

Таким образом, в 2014 г. постсоветское пространство вступило в новый этап своего развития, государства региона столкнулись с новыми вызовами в сфере безопасности. Реализация проекта Евразийского экономического союза осуществляется в сложных внешнеполитических и внешнеэкономических условиях и от успеха этого проекта во многом зависит стабильное развитие региона.