Создание организации было воспринято на Западе двояко. В профессиональных аналитических записках высказывались серьезные опасения, которые вызывал новый проект с антизападной составляющей. Роберт Каган, доверенное лицо сенатора Джона Маккейна и один из руководителей его президентской избирательной кампании, в интервью немецкому журналу «Шпигель» (2008 г.) прямо заявил об антиамериканской и антизападной направленности ШОС, «противопоставлении авторитаризма ценностям демократии» стремлении Пекина и Москвы ограничить влияние США в мире, и назвал ШОС «анти-НАТО» и «Варшавский договор-2».
В отличие от КНР, РФ в условиях геополитических изменений в Центральной Азии осенью 2001 г. утратила первоначальный стимул к взаимодействию в ШОС. Однако в 2003–2004 гг. под влиянием угрозы распространения «цветных революций» на пространстве СНГ, расширения НАТО, увеличения потока наркотраффика из Афганистана, а также улучшения своей внутриэкономической ситуации, РФ активизировала в ШОС инициативы в области безопасности.
К настоящему времени ШОС, несомненно, сформировалась как региональная организация коллективной безопасности, в рамках которой создана обширная правовая база по борьбе с новыми вызовами и угрозами, в частности, международным терроризмом и экстремизмом, преступностью, торговлей оружием. Ее эффективность, однако, может быть проверена только временем и зависит, в первую очередь, от готовности государств-членов к реальному сотрудничеству.