Поэтому в сложившейся в современной Беларуси ситуации необходимо, на взгляд автора, в первую очередь провести структурные реформы, целью которых станет изменение роли государства в экономике страны. Это, в том числе, может осуществляться и посредством приватизации, по примеру той, что произошла в Польше еще в начале 1990-х гг. И хотя путь проведения рыночных реформ в Польше был достаточно проблемным и не завершен до сих пор, опыт этой страны может быть полезным для Беларуси.
Белорусско-польское сотрудничество в образовательной сфере несвободно от недостатков. Несмотря на достаточно внушительное количество соглашений между вузами двух стран, реальные цифры выглядят достаточно скромно. Польские студенты практически не обучаются в БГУ. Это связано, например, с недостаточным количеством дисциплин на английском языке.
Отношения с Республикой Польша играют очень важную роль в реализации национальных интересов Беларуси. Наши двусторонние контакты можно назвать одними из наиболее противоречивых и не реализовавших свой потенциал в восточноевропейском регионе.
Белорусско-польские отношения никогда не были простыми, но нужно отметить, что никогда между нашими народами не было открытой враждебности.
Следует заметить, что каждое из этих предложений проистекало из совершенно разных диагнозов по поводу признания того, кто является главным врагом Польши.
"Главная проблема состоит в том, что Беларусь среди польских политологов не вызывает интереса. В качестве любопытной подробности стоит привести цитату из монографии, изданной в Варшаве в 2005 г., «Политические системы, внутренняя и внешняя политика посткоммунистических стран Европы и Азии в 2004-2005 гг.». В этой книге Беларуси был посвящен один абзац, в котором было написано, что авторитарной Беларуси не стоит уделять внимания".
«Оттепель» в отношениях Беларуси и Европейского союза, наступившая осенью 2008 г., создала благоприятные условия для расширения политического диалога между официальными структурами в Минске и Варшаве.
У истоков внешней политики Польши, исследователи видят, в основном, две концепции. Первая принадлежит династии Пястов (960—1370), а вторая - династии Ягеллонов (1386—1572). Родоначальникам королевских династий в Польше приписывают проведение западной политики. А литовская ветвь польских правителей, считают другие ученые, была заинтересована в активных действиях на восточном направлении.
Увогуле ў сацыякультурных працэсах надзвычай многае залежыць ад асобы, якая, з аднаго боку, таленавіта выяўляе змест эпохі, яе асаблівасці, праблемы, агульны напрамак — як кропля вады адлюстроўвае наваколле, і, можа, першай прадчувае будучыя змены. 3 іншага ж боку, адораны, харызматычны, таленавіты чалавек (а менавіта такім быў Ежы Гедройц) сам у стане ўплываць на развіццё падзей, фарміраваць ix, што асабліва актуальна ва ўмовах сучаснага глабалізму (успомнім хаця б вядомы «эфект матылька»).
Шэраг членаў польскай дэлегацыі, уключаючы яе старшыню Яна Домбскага, а таксама Станіслава Грабскага і Аляксандра Ладася, пакінулі ўспаміны аб ходзе савецка-польскіх мірных перагавораў у Мінску і Рызе ў 1920 — пачатку 1921 г., у тым ліку па пытаннях усталявання польскай усходняй мяжы, якія паявіліся ўжо ў 1930-х гг1.
11 ноября 2010 года общественное объединение «Forsecurity.org» совместно с Институтом международных исследований Вроцлавского университета провели круглый стол «Беларусь − Польша: история и перспективы сотрудничества» в Минске на базе факультета международных отношений Белорусского государственного университета. На семинаре на вопросы Центра изучения внешней политики и безопасности любезно согласился ответить доктор политических наук, профессор, руководитель конференционной группы Института международных исследований Вроцлавского университета Валентин Балюк (Walenty Baluk).
11 ноября 2010 года факультет международных отношений Белорусского государственного университета и общественное объединение «Forsecurity.org» организуют круглый стол «Беларусь − Польша: история и перспективы сотрудничества». Мероприятие проводится совместно с Институтом международных исследований Вроцлавского университета.
Победа на досрочных парламентских выборах в Польше в октябре 2007 г. партии «Гражданская платформа» и формирование нового правительственного кабинета во главе с лидером партии Д. Туском не привели к оживлению диалога между официальными структурами в Варшаве и Минске. Польская сторона считала, что активизация контактов в политической сфере сможет осуществиться лишь после восстановления в Беларуси демократических стандартов. В мае 2008 г. министр иностранных дел Польши Р. Сикорский, выступая перед депутатами Сейма с речью об основных направлениях польской внешней политики, заявил: «Беларусь может рассчитывать на польскую поддержку повсюду там, где сделает ставку на уважение к правам человека и политическим правам оппозиции, на диалог, компромисс и открытость по отношению к Европе» [1].
Белорусско-польские отношения имеют долгую и непростую историю. В разные периоды они характеризовались, с одной стороны, такими определениями, как единство взглядов, взаимопонимание, дружба, с другой - как разногласия и недоверие. Но нужно подчеркнуть, что никогда дело не доходило до открытой враждебности. Это не случайно: в географическом плане — мы ближайшие соседи; такая же близость имеется в культуре, языке, традициях и обычаях. Истории наших народов тесно переплетены и наполнены периодами взлетов и падений. Это предопределило наличие в современной Польше сотен тысяч этнических белорусов, проживающих на ее территории и являющихся ее гражданами, а также около 400 тысяч поляков — граждан Беларуси. В мире не так уж много государств, имеющих такие тесные общие исторические связи.
Белорусско-польский участок Государственной границы является самым оформленным в международно-правовом плане. Это связано с тем, что данный участок границы был нормативно закреплен и оборудован в инженерном отношении при Советском Союзе. Суверенная Республика Беларусь одновременно со строительством государственности начала процесс принятия под охрану новых участков Государственной границы - белорусско-латвийского, белорусско-литовского и белорусско-украинского.
Польская история постоянно находится в центре научных исследований белорусских ученых. В значительной степени на это влияют фактор непосредственного соседства Польши и ее тесно связанная с Беларусью история. Одним из наиболее плодотворных периодов развития историко-полонистических исследований в нашей стране являются 20-е годы прошлого столетия. Лучшие труды белорусских историков-полонистов 1920-х годов, несмотря на однозначную «печать времени», и в целом их научное наследие, имеют определенную ценность и по сей день, составляя важную часть историографической основы современной белорусской исторической полонистики.
К началу XXI в. Беларусь и страны ЕС подошли, имея сложный и противоречивый опыт отношений. После периода поступательного развития отношений (1992-1995 гг.) наступил затяжной этап ограничения политических контактов и замораживания отношений во всех сферах. Основополагающим документом, определяющим общий формат отношений Беларуси и ЕС после 1996 г., являлись сентябрьские решения Совета ЕС 1997 г. об ограничении контактов с официальными властями Беларуси, приостановлении политического диалога, отказа от ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и их государствами-членами и Республикой Беларусь 1995 г. и действия Временного соглашения о торговле и вопросах, относящихся к торговле, между Европейским сообществом, Европейским объединением угля и стали, Европейским агентством по атомной энергии и Республикой Беларусь 1996 г. Все это существенно усложнило политическое и экономическое сотрудничество Беларуси со странами ЕС.