Украинский кризис, ставший одним из важнейших элементов трансатлантических отношений, послужил усилению американского военно-политического присутствия в Европе.
Германия, более четко артикулируя свою отличительную позицию в НАТО и ЕС, со временем может стать действительно весомым – соразмерным ее экономическому потенциалу – политическим и военным фактором в вопросах европейской безопасности, оказывать более заметное воздействие на формирование архитектуры безопасности в Европе. Однако, с нашей точки зрения, не стоит ожидать в этом отношении каких-то «революционных» сдвигов, как это иногда представляется в российской аналитике.
Присутствие сил НАТО и США в Центральной Азии оставалось ведущим внешним процедурным фактором формирования политики КНР в регионе. Перспективы изменения региональной ситуации могут создать условия для начала нового стратегического этапа центральноазиатской политики Китая.
Т.С. Буяшова, Белорусский государственный университет
А.В. Русакович, Белорусский государственный университет, доцент
Материалы международного семинара «Внешняя политика США в период администрации Б. Обамы» (Минск, 14 марта 2013 г.)
Тихомиров А.В., кандидат исторических наук, доцент
В условиях разрушения Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений США остались единственной сверхдержавой, способной определять основные тенденции мирового развития и осуществлять политику в глобальном масштабе.
Буяшова Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры международных отношений факультета международных отношений
Многополярная система международных отношений, трансформация характера вызовов и угроз послужили причиной для формирования концептуальных основ новой системы обеспечения безопасности в ядерной сфере.
События 9/11 выявили неэффективность ядерных сил в борьбе с вызовами и угрозами XXI века. В своем пражском выступлении в апреле 2009 г. Б. Обама поставил очень высокую планку, заявив о стремлении к миру без ядерного оружия.
24 января Барак Обама выступил в конгрессе США с ежегодным посланием о положении страны, которое можно рассматривать как своего рода начало его активной публичной кампании по переизбранию на пост президента. И хотя это выступление не содержало каких–либо радикальных инициатив в области внутренней или внешней политики, оно было призвано показать, что за годы президентства Обамы дела пошли куда лучше, чем было при Буше–мл., и администрации демократов удалось добиться заметных результатов. Внутри страны – это начало экономического восстановления, признаки финансовой стабилизации, некоторое снижение уровня безработицы, а на международной арене – уничтожение бен Ладена, полный вывод войск из Ирака и начавшийся вывод сил США из Афганистана.
В 1974 году молодой американский сенатор Сэм Нанн (демократ от штата Джорджия) посетил базу США в Германии, где было размещено американское тактическое ядерное оружие (авиационные бомбы B–61). Его интересовало то, насколько надежно это оружие охраняется. Командование базы заверило сенатора, что все в полном порядке – законодателям беспокоиться не о чем. Однако один из сержантов скрытно передал Нанну записку с просьбой поздно вечером посетить казарму, в которой проживали американские солдаты, охранявшие этот ядерный объект.
Новые условия, которые позволили США приступить к следующему после холодной войны этапу реализации внешнеполитической стратегии по установлению «мира по-американски», стали возможными в результате распада СССР и Организации Варшавского договора. Для реализации геополитических планов США открылись широкие стратегические возможности, доступ на закрытые прежде рынки и в регионы, находившиеся в советской сфере влияния. Впервые в мировой истории произошло заполнение образовавшегося геополитического вакуума в Евразии неевразийской державой. На смену биполярной пришла новая американоцентричная система мирового экономического и политического устройства.
В силу изначально заложенных ограничений на уровне политических соглашений, кризиса на институциональном уровне, расхождений в позициях стран–членов, а также трудностей финансового и военного взаимодействия ЕС и Североатлантический блок не самым лучшим образом приспособлены к налаживанию полноценного диалога. «Основная движущая и направляющая сила» Альянса – США – зачастую играет «в одни ворота» и служит катализатором новых размежеваний, лишь усиливая недопонимание и сдерживая взаимодействие организаций. При всем этом, Европейский союз остается ближайшим партнером Белого дома в глобальной перспективе, и потому взаимоотношения США, ЕС и НАТО в современных реалиях следует рассматривать с позиций «комплексной взаимозависимости» и осознания необходимости поиска внутреннего консенсуса в «трансатлантических играх».
На днях министр обороны США Роберт Гейтс выступил в Брюсселе с речью о перспективах НАТО. Высказанные им тезисы, можно сказать, вызвали переполох в штаб- квартире Атлантического альянса. Ведь Гейтс открыто и прямолинейно высказал такие оценки деятельности Североатлантического союза, которые могут позволить себе разве что независимые аналитики и эксперты, а никак не ключевые политики стран НАТО.
В ближайшие месяцы команда Обамы, занятая вопросами обеспечения национальной безопасности, должна серьезно обновиться. Свои посты покинут, в частности, министр обороны США 68-летний Р. Гейтс (он неоднократно говорил о том, что уйдет на пенсию летом 2011 года) и председатель Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) адмирал М. Маллен.
26 февраля при поддержке Центра изучения внешней политики и безопасности на факультете международных отношений БГУ состоялась II Международная научно-практическая конференция «Беларусь—Турция: пути сотрудничества». Открывая конференцию, эксперт Центра изучения внешней политики и безопасности, декан факультета международных отношений БГУ, профессор Виктор Шадурский отметил, что белорусско-турецкие отношения не начинаются с «чистого листа», а имеют богатую, насыщенную событиями историю.
Итоги международного семинара «Белорусская диаспора: прошлое и настоящее», прошедшего в Минске 20 сентября 2010 г. при поддержке Центра изучения проблем внешней политики и безопасности. Профессор американского университета Св.Томаса (штат Миннесота) Рене Бур (на первом фото), приняла участие в семинаре.
В настоящий момент американо-мексиканская граница превратилась в район активного трансграничного сотрудничества двух стран, что, прежде всего, вызвано экономической кооперацией и интеграцией в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). В то же время граница (ее «непрозрачность») периодически становится фактором споров на межгосударственном уровне ввиду попыток США воспрепятствовать нелегальной миграции с юга.
8 апреля в Праге президенты США и России подпишут новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), рассчитанный на 10 лет. Выбор места церемонии не случаен – год назад в своей речи в Праге Барак Обама возвестил о намерении последовательно продвигаться к безъядерному миру.