На днях министр обороны США Роберт Гейтс выступил в Брюсселе с речью о перспективах НАТО. Высказанные им тезисы, можно сказать, вызвали переполох в штаб- квартире Атлантического альянса. Ведь Гейтс открыто и прямолинейно высказал такие оценки деятельности Североатлантического союза, которые могут позволить себе разве что независимые аналитики и эксперты, а никак не ключевые политики стран НАТО.
Выступление Роберта Гейтса было тем более примечательным, что это была его последняя публичная речь в должности главы американского военного ведомства. К 1 июля он покинет свой кабинет в Пентагоне и отправится на заслуженный отдых. Так что высказанные министром обороны США суждения вполне можно рассматривать как своего рода его политическое завещание, адресованное союзникам Америки по Атлантическому альянсу.
Свой доклад Роберт Гейтс начал с обоснования тезиса о том, что Соединенным Штатам становится все труднее сохранять свой нынешний уровень поддержки НАТО в условиях, когда «американский налогоплательщик продолжает нести основное бремя альянса». Речь идет о том, пояснил глава Пентагона, что европейские союзники США заметно сокращают расходы на оборону и не желают наращивать свой военный потенциал, как того ожидают от них Соединенные Штаты. Действительно, по данным Гейтса, из 28 государств-членов НАТО только четыре страны, кроме США (Великобритания, Франция, Греция и Албания) поддерживают военные расходы на уровне 2% ВВП или выше такой планки, рекомендованной руководством Североатлантического союза. Это приводит к тому, посетовал Гейтс, что доля США в совокупном военном бюджете всех стран- участниц НАТО составляет 75%.
Что и говорить, цифра внушительная! Конкретно это примерно 660 млрд. долларов в год. Но надо иметь в виду, что в последние годы только операции США в Афганистане и Ираке обходились тому же американскому налогоплательщику примерно в 140 млрд. долларов ежегодно. Сейчас эта цифра меньше, поскольку США уже вывели свои основные боевые части из Ирака, там осталось около 50 тысяч американских военнослужащих, занятых в основном обучением иракских военных.
Шеф Пентагона высказал особое недовольство тем, что союзники США начинают выводить свои войска из Афганистана «по своему собственному графику», т.е. игнорируя интересы других участников коалиции и тем самым «подрывают» миссию НАТО в Афганистане. Европейцы, саркастически заметил Гейтс, имеют под ружьем около 2 миллионов человек (больше, чем США) и тем не менее с большим трудом могут найти 20- 40 тысяч бойцов для операции в Афганистане, причем, как правило, даже не для ведения настоящих боевых действий, а только для вспомогательных функций.
Но особенно досталось от Гейтса европейским союзникам США за их манеру ведения операции в Ливии, которая вообще «может подорвать способность альянса проводить интегрированную, эффективную и продолжительную воздушно-морскую кампанию». Хотя все члены НАТО проголосовали за проведение этой операции, только половина из них фактически участвуют в ней и лишь треть выразили готовность принять участие в ударных авианалетах. Причем иные члены Атлантического альянса просто не в состоянии как-то поучаствовать, поскольку у них даже нет вооружений, которые требуются для ведения успешной воздушной и морской операции. «Самый могущественный военный альянс в истории», опять-таки не без сарказма заметил Гейтс, проводит операцию только в течение 11 недель, притом против плохо вооруженной ливийской армии, но у многих европейских союзников уже закончились боеприпасы и Соединенным Штатам, видимо, придется вмешаться, чтобы хоть как-то изменить ситуацию в пользу НАТО.
В прошлом, признал глава Пентагона, он беспокоился о том, чтобы НАТО не превратилась в «двухъярусный» альянс, т.е. такую организацию, в которой большинство государств-членов специализируются на «мягком» миротворчестве, а другая часть действительно может проводить «жесткие» боевые операции. Находятся и такие страны- члены НАТО, которые «наслаждаются» самим фактом членства в альянсе и получают от него дивиденды в виде гарантий безопасности, а сами не намерены разделять риски и финансовое бремя операций НАТО. Такое положение дел, честно признался Роберт Гейтс, уже не представляет собой некое «гипотетическое беспокойство». Сегодня это уже реальность, т.е. факт жизни и это «неприемлемо».
Все эти обстоятельства, по мнению Гейтса, позволяют говорить о том, что НАТО сталкивается с перспективой «коллективной военной неуместности» и ее может ожидать «туманное, если не мрачное будущее».
Но еще более красноречиво в этой связи высказался на страницах «Вашингтон пост» обозреватель Джордж Уилл. В контексте ливийской кампании, по его словам, НАТО выглядит «все более фиктивной военной организацией», по сути «потемкинским альянсом».
Анатолий РОЗАНОВ, профессор
Это оригинал статьи. Отредактированная журналистами СБ. Беларусь сегодня версия статьи опубликована здесь