Материалы международного семинара «Внешняя политика США в период администрации Б. Обамы» (Минск, 14 марта 2013 г.)
Т.С. Буяшова, Белорусский государственный университет, аспирант
Многополярная система международных отношений, трансформация характера вызовов послужили причиной для формирования концептуальных основ новой системы обеспечения безопасности в ядерной сфере.
События 9/11 выявили неэффективность ядерных сил в борьбе с вызовами и угрозами XXI века. В своем пражском выступлении в апреле 2009 г. Б. Обама поставил очень высокую планку, заявив о стремлении к миру без ядерного оружия.
Обзор ядерной политики США (Nuclear Posture Review), принятый в апреле 2010 г., впервые поставил задачи предотвращения ядерного терроризма и нераспространения ядерного оружия выше других государственных интересов, что позволяет говорить о своего рода уникальности документа, в основе которого лежат:
во-первых — недопущение незаконного распространения контрабандных ядерных материалов и технологий на «черных» и теневых рынках, которые могут быть использованы в террористических целях;
во-вторых — глобальное обеспечение охраны ядерных материалов;
в-третьих — выполнение инициативы в сфере снижения глобальной угрозы, программы по защите ядерных материалов и сотрудничеству.
В качестве приоритетного направления осуществления своей ядерной политики США объявили о своем отказе наращивать ядерные арсеналы, подчеркнув намерение о своей готовности возглавить международные усилия по укреплению глобального режима нераспространения.
Первым результатом практических действий США в данном направлении стала инициатива проведения первого саммита по физической ядерной безопасности в Вашингтоне в апреле 2010 г.
Участники саммита одобрили поставленную президентом Б. Обамой цель — в течение четырех лет взять под охрану все уязвимые ядерные материалы, в частности, повысить физическую безопасность высокообогащенного урана, сделав акцент на необходимости усиления и расширения роли МАГАТЭ в данном процессе.
Следует отметить, что в настоящее время ядерное оружие имеют 9 государств, еще 38 хранят либо производят обогащенные уран и плутоний. Всего в мире насчитывается более 2100 тонн высокообогащенных ядерных материалов. В результате, предложение президента Обамы разработать договор об обращении ядерных материалов и продуктов получило широкую поддержку.
По итогам Вашингтонского саммита был принят детальный Рабочий план, было сделано порядка 30 официальных заявлений стран, в которых сообщалось о конкретных шагах, которые будут предприняты ими для повышения уровня физической ядерной безопасности, а также был одобрен План МАГАТЭ по физической ядерной безопасности на 2010-2013 годы.
Шаги США в направлении осуществления ядерной политики имели успех, поскольку начиная с апреля 2010 г. ядерные материалы были выведены с территории Польши, Сербии и Украины, Канады, Чили, Мексики, а Россия выполнила свое обещание прекратить производство оружейного плутония. Всего за время существования программы вывезено 604 кг свежего и 986 кг облученного ВОУ из 14 стран.
Свидетельством многообразия инструментов воздействия в рамках международного сотрудничества на отдельные государства, с целью склонить их к более ответственному отношению к обеспечению физической ядерной безопасности на государственном уровне, стала презентация Индекса физической безопасности ядерных материалов (NTI Nuclear Materials Security Index) Инициативой по снижению ядерной угрозы (Nuclear Threat Initiative) в мае 2012 г.
Второй раунд Вашингтонского процесса в обеспечении физической ядерной безопасности состоялся в Сеуле в марте 2012 г. и преследовал следующие цели:
- изучить формы сокращения ядерных вооружений в мире и не допустить его попадания в руки террористов (поскольку согласно официальным данным только в период с 2003 по 2011 годы в мире зафиксировано около 2100 случаев потери или похищения ядерных материалов);
- проанализировать ситуацию в ядерной индустрии и энергетике после фукусимской катастрофы, которая стала свидетельством того, что несмотря на расширение международного сотрудничества режим физической ядерной безопасности остается фрагментированным, недостатки механизма контроля делают его менее эффективным;
- свести к минимуму использование высокообогащенного урана в мирных целях.
В ходе Саммита поддержку мировой общественности получил призыв США увеличивать добровольные отчисления в Фонд физической ядерной безопасности МАГАТЭ, а также осуществлять взносы в натуральной форме. Также США предложили ускорить национальные внутренние процедуры для принятия Поправки 2005 года к Конвенции 1987 года о физической защите ядерного материала с целью обеспечения вступления ее в силу к 2014 г.
Несмотря на очевидные положительные моменты, множество критиков считают политику США в ядерной сфере «утопичной», т. к. она делает акцент на необходимость мирного решения самых сложных мировых проблем, требующих многостороннего сотрудничества с участием заинтересованных стран и международных организаций, и имеет долгосрочную перспективу.
Тем не менее, реалии XXI века делают очевидным необходимость ядерного диалога и переговоров между ядерными и неядерными государствами с целью изменить или направить в мирное русло их ядерные программы, поскольку большинство государств поддерживают идею базирования системы безопасности в ядерной сфере не на соперничестве и конфронтации, а на взаимном сотрудничестве.