Беларусь-НАТО - 2011

В Минске 15 декабря 2011 прошла конференция «Международная безопасность и НАТО в новых условиях», на которую из Брюсселя прилетел Jasper Wieck, руководитель отдела постоянного представительства ФРГ при НАТО.

Сегодня, 15 декабря 2011, в Минске при поддержке «Центра изучения внешней политики и безопасности» прошла конференция «Международная безопасность и НАТО в новых условиях». Специально на конференцию из Брюсселя после обеда прилетел Яспер Вик (Jasper Wieck), руководитель политического отдела постоянного представительства ФРГ при НАТО. Яспер Вик выступил с докладом и ответил на вопросы всех заинтересованных экспертов.  16 декабря  Яспер Вик встречается со студентами БГУ и БНТУ в конференц-зале научной библиотеки БНТУ.

Вступительное слово Яспера Вика

Ответы Яспера Вика на вопросы экспертов

Одним из условий объединения Германии, которые выдвинул СССР, было невхождение  Германии либо, по крайней мере, восточной части в состав НАТО. Сегодня Горбачева обвиняют в том, что он не добился письменного согласия. Объединение Германии состоялось, но страна вошла в состав НАТО. Лидеры НАТО обманули советское руководство?

В начале переговоров у СССР была такая позиция: невхождение Германии в НАТО. Но в ходе переговоров, в том числе нашего тогдашнего канцлера Коля на Кавказе вместе с президентом Горбачевым, они достигли консенсуса, что Германия останется членом НАТО. Трудно себе представить, что объединенная Германия станет членом НАТО, а Восточная Германия не станет. Однако была договоренность, что на территории бывшего ГДР не будет дислоцирована натовская инфрастурктура, до сих пор натовской интегрированной структуры командования там нет. Так что никакого обмана нет.

Вопрос о субстратегическом ядерном оружии. В настоящее время происходит обзор ядерной стратегии НАТО, который должен завершиться общей консенсусной позицией. Каков характер дискуссии на нынешнем этапе, чего ожидать в дальнейшем? Мы знаем, что Германия выступала с антиядерных позиций, за то, чтобы с территории стран НАТО были выведено американские бомбы B61.

Позиция Германия такая: мы считаем, что субстратегическое ядерное оружие на территории Германии в военном плане не имеет сегодня смысла. Но мы признаем, что вопрос вывоза этого оружия - это не вопрос, который Германия может решать одна. Коллективная оборона является до сих пор одной из ключевых задач стратегии НАТО. Существует также мнение, что в Европе дисбаланс ядерного оружия в пользу России. Признавая все эти обстоятельства, мы ищем консенсус среди всех союзников. Результатом стал обзор военного потенциала НАТО. Посмотрим, что у нас, какие угрозы бывают, действительно ли наш потенциал хорошо отвечает существующей обстановке в международной безопасности. Этот обзор проводится, он достаточно спорный, у каждого союзника есть свои собственные преставления, что сегодня является угрозой и какие ответы должны быть. Но это качество НАТО: через процесс поиска консенсуса мы найдем общие представления. Уверен, что мы найдем этот консенсус до саммита в Чикаго. Но Чикаго не будет последним этапом. Это здоровый процесс: поиск между союзниками консенсуса по поводу существующих угроз и ответов на них. Между США и Россией тоже идет процесс переговоров по поводу ядерного оружия, результаты которого тоже могут потребовать изменения натовского потенциала.

В 1999 году в Москве проводилась конференция, посвященная первой Гаагской конференции мира, во всех выводах которой отмечали, что бомбардировка Югославии является агрессией. Прокомментируйте, пожалуйста. 

Обычно по мандатам ООН НАТО проводит свои операции. Косово было исключение. В Германии была очень сложная ситуация, связанная с тем, что из-за конфликтов в бывшей Югославии и войной к нам поступило множество беженцев. Министры внутренних дел из землей Германии требовали от правительства решений, связанных с необходимостью решить вопрос с беженцами на границах. В нашей стране была готовность идти на эту операцию без мандата ООН, потому что мы увидели, что в Совете безопасности ООН (в частности, Россия, Китай) не были готовы голосовать за такую резолюцию. Но это только исключение, мы считаем что Совет безопасности ООН должен быть ответственен за поддержание мира.

В вооруженных конфликтах, где участвовали государства-члены НАТО, имелись серьезные нарушения международного гуманитарного права – Женевской конвенции. Привлекались ли военнослужащие Германии к ответственности? А военнослужащие других стран?

Я исхожу из того, что наши солдаты соблюдают все правила Женевской конвенции и правила проведения военных операций. Мы подписали договор по международному уголовному суду (Гаага).

28 государств-членов НАТО. С 1949 года произошло семь расширений. Планируется ли еще расширение в ближайшее время?

Не НАТО “голодно” на расширения. Наоборот мы говорим об “усталости” от расширения. Никогда у НАТО не было инициативы пригласить другие страны. НАТО всегда сдержанно относится к этому. Надо было 8 лет после распада Варшавского договора, чтобы прошло первое расширение. Наоборот, другие страны выражают желание стать членом НАТО. Это суверенное решение государств. Македония уже имеет приглашение стать членом, Босния и Герцоговина готовится стать членом, выполняет ежегодные планы. Черногория тоже хочет стать членом. Украина хотела стать членом, ей, как и Грузии было предложены условия. Сейчас Украина уже не стремится в НАТО, но мы спокойно отнеслись к этому. На саммите в Чикаго не будет идти речь о расширении.

Как сейчас осуществляется финансирование НАТО научных проектов, в том числе инициированных белорусской стороной? Ведь структура управления программой «Наука ради мира» сегодня изменилась. А раньше был целый комитет НАТО, который занимался рассмотрением таких проектов.

Структура управления программой изменилась, но финансовые средства остались: это 12 млн евро в год для проектов, которые осуществляется по инициативе научных кругов. Условия положительного ответа на проект - подключение вузов или ученых из стран союзников и стран-партнеров. Раньше в НАТО был целый комитет, единственной задачей которого было рассмотрение таких предложений, а сейчас его нет, но работа проводится. Предложение нужно послать в штаб-квартиру НАТО, в департамент по новым глобальным вызовам, они рассмотрят и проконсультируются с Советом ученых (виртуальным комитетом через интернет), который дают оценке о серьезности и потенциальной пользе этой программы. Я советую тем, кто хочет предлагать такой проект, чем теснее связь с тем, что делает НАТО, тем лучше. Если непонятно, почему НАТО должна это финансировать, положительные ответ менее вероятный. Сейчас на столе НАТО есть проект по проблеме наводнения в Припяти. Результат про проекту пока не знаю. Но мы поддержали этот проект: там речь идет о радиоактивных остатках из Чернобыльского края, который из приходит по Припяти к вам во время наводнений.

Какова перспектива сотрудничества НАТО и ОДКБ?

Формальных отношений нет. Внутри НАТО дискуссии по этой теме идут. Каждое решение в НАТО принимается консенсусом. Сейчас у нас контактов нет и сотрудничества нет, нужно найти консенсус, чтобы изменить ситуацию, пока консенсуса нет, ситуация сохраняется такой, какой и была. Почему нет контактов? Не видно добавленной стоимости от сотрудничества с организацией, которая не показала пока свою эффективность в 90-х. После 2005-2006 больше активности. В Будущем организация, возможносЮ покажет свою активность. На сегодя у нас двусторонние отношения, и даже хорошие отношения, с каждым из членов ОДКБ, и вопрос, который обсуждается среди союзников, контакты с ОДКБ будут в ущерб двусторонних отношений? Мы не хотим этого допускать, потому что не все члены ОДКБ хотят такие прямые контакты ОДКБ и НАТО. Мой совет к вам, если в Беларуси есть такое стремление, было бы важно узнать от всех членов ОДКБ, действительно ли всех хотят отношений НАТО-ОДКБ? Если это в основном желание, допустим, России и Беларуси, нам бы этого не хватало. Необходимо желание и Армении, и Узбекистана, и Кыргызстана... Все члены ОДКБ должны нам дать знак, что действительно есть взаимный интерес. Партнерство НАТО с другими организациями полностью совпадает с новой стратегической концепцией НАТО: не только со странами-партнерами, но и с организациями-партнерами (ООН, ЕС, Лигой арабских государств). Поэтому смысл сотрудничества НАТО-ОДКБ существует при тех условиях, которые я назвал.

Заключительное слово Яспера Вика

© 2024 forsecurity.org