Большинство аналитиков сходятся во мнении, что, несмотря на сложности переходного периода, Украина получит базовые инструменты, которые позволят построить действительно рыночную экономику.
В 2014 г. политика ассоциации ЕС в отношении Украины претерпела ряд изменений: ее приоритетным направлением стало оказание помощи в обеспечении мира. Подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и последовавшие за ним события вызвали кризис системы европейской безопасности, преодоление которого возможно в результате урегулирования ситуации в Украине и нормализации отношений между Россией и Западом.
Украинский кризис, ставший одним из важнейших элементов трансатлантических отношений, послужил усилению американского военно-политического присутствия в Европе.
Развитие регионального военного сотрудничества стран Балтии не являлось для них самоцелью, а служило лишь вспомогательным средством для достижения стратегической цели - членства в НАТО. Как только эта цель была достигнута, интерес к региональным проектам стал угасать и большинство из них были свернуты.
Северная Корея устроила встряску в регионе, где недавно побывал с визитом Президент Лукашенко. Что нас интересует в Юго-Восточной Азии? И где еще должен возникнуть белорусский интерес? На вопросы программы «Картина мира» с Юрием Козиятко на РТР-Беларусь ответит декан факультета международных отношений БГУ, доктор исторических наук, профессор Виктор Шадурский.
Юрий Козиятко:
Виктор Геннадьевич, здравствуйте!
Национально-государственным интересам Беларуси полностью соответствует полномасштабное развитие отношений с Западом (в это понятие автор включает страны Европейского союза, США, Канаду, а также международные региональные организации, созданные с участием указанных государств и на основе общих ценностей). В последние пятнадцать лет эти отношения складывались сложно, противоречиво, существенно отставали от динамики глобальных мировых процессов. В этом плане можно сравнить уровень развития взаимодействия стран СНГ – ближайших соседей Беларуси – и Европейского союза.
В 1974 году молодой американский сенатор Сэм Нанн (демократ от штата Джорджия) посетил базу США в Германии, где было размещено американское тактическое ядерное оружие (авиационные бомбы B–61). Его интересовало то, насколько надежно это оружие охраняется. Командование базы заверило сенатора, что все в полном порядке – законодателям беспокоиться не о чем. Однако один из сержантов скрытно передал Нанну записку с просьбой поздно вечером посетить казарму, в которой проживали американские солдаты, охранявшие этот ядерный объект.
"У всех стран есть свои интересы. Хватит лгать, что в Европе единая политика. Каждое из государств Европы ведет свои переговоры, торги. Например, Германия и Франция смотрят на Беларусь как на часть российского пространства. Это сложилось исторически. Во Франции в МИДе и институтах большинство экспертов по России и другим странам бывшего СССР – наследники эмигрантов 1917 года."
На днях министр обороны США Роберт Гейтс выступил в Брюсселе с речью о перспективах НАТО. Высказанные им тезисы, можно сказать, вызвали переполох в штаб- квартире Атлантического альянса. Ведь Гейтс открыто и прямолинейно высказал такие оценки деятельности Североатлантического союза, которые могут позволить себе разве что независимые аналитики и эксперты, а никак не ключевые политики стран НАТО.
24-25 мая в Вене прошел семинар по Военным доктринам государств-участников ОБСЕ. На семинаре прозвучали доклады командующего американской армией в Европе генерал-лейтенанта Марка Хертлинга, заместителя председателя военного комитета НАТО генерал-лейтенанта Уолтер Гаскина, командующего силами реагирования ФРГ генерал-лейтенанта Маркуса Бентлера, заместителя начальника Генерального штаба ВС Российской Федерации генерал-полковника Олег Салюкова, первого заместителя начальника Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковника Анатолия Ноговицына, а также представителей Беларуси: заместителя начальника Генерального штаба ВС РБ генерал-майора Владимира Сулимова, советника Управления международной безопасности и контроля над вооружениями МИД РБ Василия Павлова. Свой доклад озвучил и руководитель исследований Центра изучения внешней политики и безопасности, профессор Анатолий Розанов.
Отношения Минска с Европейским союзом вновь оказались в замороженном состоянии — после того как 31 января Совет ЕС ввел визовые санкции в отношении 157 белорусских функционеров и заявил о планах расширить поддержку гражданского общества Беларуси. Очевидно, что в краткосрочной перспективе ждать изменения этих отношений не стоит. Официальный Минск не пойдет на освобождение лиц, которых Евросоюз рассматривает в качестве политзаключенных, и доведет дело о "массовых беспорядках" до логического конца.
Роль сравнимого с Россией экономического партнера Беларуси все более уверенно стал играть Европейский союз. Это произошло вопреки «холодным» политическим отношениям между двумя субъектами.
Официальный старт взаимоотношениям Турции и Европейского союза (ЕС) был дан 13 июля 1959 г., когда Турция подала заявку на вступление в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Согласно Анкарскому договору об ассоциации с ЕЭС от 1 декабря 1964 г. Турция после выполнения определенного ряда условий должна была стать полноправным членом сообщества не позднее 1995 г. В 1978-1979 гг. Турцию приглашали вступить в ЕЭС совместно с Грецией, но она отказалась. После военного переворота 1980 г. Европа прекратила отношения с Анкарой, и переговоры возобновились лишь после 1983 г. Тем не менее, на саммите 1997 г. ЕС отказался признать Турцию кандидатом на вступление в ЕС — это право она получила только в 2000 г. при условии, что страна, в частности, реформирует законодательство о защите прав человека. В августе 2002 г. парламент Турции утвердил программу реформ.
Официально декларируемая политика РБ состоит в том, что, «исходя из принципов добрососедства, Беларусь участвует в трансграничном сотрудничестве, направленном на разработку и реализацию совместных проектов между администрациями, общественными и частными организациями приграничных территорий стран-соседей. Его основная задача — превратить государственную границу из разделительной линии в место сотрудничества между соседями…
Вхождение с 1 мая 2004 года Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, а с 1 января 2007 года Болгарии и Румынии в Европейский cоюз, принятие Европейским сообществом Шенгенского кодекса о границах 15 марта 2006 года (вступившим в силу 13 октября 2006 года) стимулировало проведение государствами-членами Европейского союза согласованной пограничной и таможенной политики как с Республикой Беларусь, так и с другими государствами не входящими в Европейский Союз.
Электронная переписка белорусских гуманитариев с европейскими коллегами, решив задачу первичных контактов и ориентировок, исчерпала себя, не находя нового подтверждения в проектах совместных исследований, практических начинаниях, живых человеческих контактах. Между тем сложившееся положение в белорусской университетской гуманитарной науке и связанным с ней образованием трудно назвать отвечающим вызовам времени с точки зрения интеграции образования и науки в европейское образовательное пространство. В этом несложно убедиться, проанализировав научные и педагогические публикации на иностранных языках университетских ученых и преподавателей, количество которых часто попадает в разряд статистической погрешности, не говоря уже о качестве, которое отражается публикациями в ведущих научных журналах Европы и Америки и индексе цитируемости.
Во время научно-образовательного визита представителей вузов Беларуси (БГУ, БИТУ, БГУК), организованный в Брюссель при содействии ряда государственных и общественных организаций стран Европейского союза, речь шла о налаживании связей между профессионалами в области науки и образования Беларуси и структур Европейского союза, об улучшении ориентации сотрудников белорусских университетов в механизмах функционирования институтов Европейского союза. С этой целью состоялись встречи с представителями Европейской комиссии, Совета Европейского союза и Европарламента, которые работают на восточноевропейском, в частности на белорусском, направлении.
Коллизия, связанная с Союзом поляков в Беларуси, может обесценить позитивные результаты в отношениях Минска и Варшавы, достигнутые в прошлом году.
Мировой кризис затронул торгово-экономическое, инвестиционное сотрудничество между Беларусью и Турцией. Однако Минск и Анкара выражают заинтересованность в сохранении и расширении контактов. Способствовать этому может и новая программа ЕС. Отношения между Республикой Беларусь и Турецкой Республикой начали развиваться сразу после выхода Беларуси на международную арену в качестве независимого государства в декабре 1991 года. 16 декабря 1991 года Турция признала независимость Беларуси, 25 марта 1992 года были установлены дипломатические отношения. В 1992 году в Минске открылось турецкое посольство.
В течение более ста лет в строительстве железных дорог не произошли заметные модификации. Увлечение самолётом и автомобилем привело к тому, что плюсы и положительные качества железной дороги были забыты. Значительную роль может сыграть железнодорожный транспорт, который и в дальнейшем имеет много положительных качеств, а именно: способность массовых перевозок в условиях малой трудоёмкости и небольшого потребления энергии; самые большие возможности реализации основных условий движения: непрерывность, регулярность, надёжность и безопасность; бόльшую возможность автоматизации по сравнению с другими видами транспорта; наименьшее негативное влияние, в особенности на электрифицированных линиях, на среду; возможность путешествия лицам с инвалидностью .
В Европе придается большое значение трансграничному сотрудничеству в рамках еврорегионов, которое рассматривается как стабилизирующий фактор. В Западной Европе создано и действует несколько десятков еврорегионов. В основе их функционирования заложены такие принципы, как самоуправление, трансграничная кооперация, равные полномочия сторон, соблюдение внутреннего законодательства.
Сегодня в Евросоюзе осознают взаимозависимость всех государств континента. При этом все заметнее становится интерес к нашей стране. К такому выводу пришли участники «круглого стола», организованного Центром изучения внешней политики и безопасности в Минске.
Совместную дискуссию провели ученые факультета международных отношений БГУ и Центра изучения внешней политики и безопасности. Как признался декан факультета международных отношений БГУ Виктор Щадурский, это был «опыт совместного мероприятия с неправительственной организацией, с общественной организацией и мы также будем развивать этот опыт, для того, чтобы мы объединяли для дискуссии представителей разных взглядов».
Отношение к Содружеству Независимых Государств всегда было неоднозначным. Тем не менее, принято считать, что СНГ свою задачу по оформлению цивилизованного развода бывших стран Союза выполнило. В дальнейшем СНГ превратилось в аморфный политический клуб, в котором страны-участницы в основном просто обсуждали ситуацию, но не принимали судьбоносных и серьезных решений.