Германия приветствует расширение диалога между Беларусью и ЕС и оказывает этому процессу значительную поддержку, попутно извлекая из состояния «оттепели» экономические дивиденды. Однако говорить о каких-либо радикальных переменах в характере белорусско-германского общения пока не приходится.
Развитие отношений с Германией вошло в число важнейших внешнеполитических приоритетов Беларуси практически сразу же после ее выхода на международную арену в качестве независимого государства. 13 марта 1992 года Беларусь и ФРГ установили дипломатические отношения.
В первой половине 1990-х годов Германию неоднократно посещали белорусские руководители и парламентарии. Успешно расширялась договорно-правовая база двустороннего общения. В 1992 году в Минске побывал министр иностранных дел ФРГ Ханс-Дитрих Геншер, в 1995 году — сменивший его на этом посту Клаус Кинкель. Германские официальные лица выражали готовность оказать Беларуси содействие в развитии демократии и налаживании диалога с Европейским союзом.
Во второй половине 1990-х годов произошло, однако, охлаждение политических отношений. Официальный Берлин осудил изменения, направленные на усиление власти белорусского президента. Без энтузиазма воспринимали германские политики и декларации о готовности объединиться с Россией.
Попытки вывести политический диалог из замороженного состояния, предпринятые в начале нового десятилетия, завершились неудачей. Немецкие политики ожидали изменений, направленных на восстановление демократических стандартов, но белорусское руководство не только не оправдывало этих ожиданий, но, напротив, шло по пути дальнейшего закручивания гаек.
Осложнение белорусско-российских отношений в начале 2007 года вновь усилило интерес официального Берлина к Беларуси. В октябре 2007 года в Минске побывал премьер-министр федеральной земли Бранденбург Маттиас Платцек, в ноябре того же года — заместитель министра иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер.
В феврале 2008 года в Берлине состоялась неформальная встреча министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова с представителями германского МИДа. Обсуждались вопросы нормализации отношений Беларуси с Европейским союзом.
В июне 2008 года канцлер ФРГ Ангела Меркель высказалась в поддержку польско-шведского проекта «Восточного партнерства», предложенного ЕС, и не исключила возможности расширения сотрудничества с Беларусью в рамках этой инициативы. Реальную поддержку в подключении Беларуси к «Восточному партнерству» Германия оказала в конце 2008 — начале 2009 годов.
Желание расширить диалог с Германией демонстрировала и белорусская сторона. В ноябре 2008 года немецких политиков, прибывших в Минск для участия в XI белорусско-германском (Минском) форуме, принял глава Администрации президента Владимир Макей. В феврале 2009 года состоялся официальный визит в Германию министра иностранных дел Сергея Мартынова.
Однако прорыва в отношениях не произошло. Высшие руководители ФРГ воздерживаются от активного диалога с белорусским руководством (хотя и активных действий по поддержке белорусской политической оппозиции, как это было, например, в 2005-2006 годах, не предпринимают).
Главным образом двустороннее общение осуществляется на уровне внешнеполитических ведомств и отдельных федеральных земель (наибольшую активность в этом отношении проявляет Маттиас Платцек, который посещает Минск практически ежегодно; его последний по счету визит в нашу страну состоялся в апреле нынешнего года).
Смена состава германского правительства, произошедшая после очередных парламентских выборов осенью прошлого года, не привела к пересмотру основ германской политики в отношении Беларуси.
Точку зрения нового правительства по белорусской проблематике сформулировал новый министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле. Обратившись с приветствием к участникам XII Минского форума в ноябре прошлого года, он отметил, что Германия хочет содействовать «процессу либерализации и модернизации Беларуси, в которой люди в условиях свободного саморазвития могли бы способствовать приумножению благополучия своей страны и тем самым благополучия и безопасности в Европе».
Таким образом, германские официальные лица четко и недвусмысленно дали понять, что без демократизации белорусской политической системы диалог с официальным Минском будет затруднен.
Впрочем, Германия, которая обладает значительным экономическим потенциалом, имеет в Беларуси значительные экономические интересы. В прошлом году ФРГ заняла третью позицию в списке ключевых внешнеторговых партнеров Беларуси. Доля Германии в общем объеме товарооборота Беларуси с зарубежными странами возросла с 5% в 2008 году до 6,5% в 2009 году. В последние годы годовой объем белорусско-германской торговли превышал 3 млрд. долларов.
В торговле с Германией Беларусь сохраняет отрицательное сальдо, объем которого за последние три года достиг значительных размеров, превысив 1 млрд. долларов.
В январе-апреле нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года товарооборот с Германией снизился на 5%, составив 743,3 млн. долларов. При этом белорусский экспорт в Германию сократился на 22% и составил 148,8 млн. долларов, а импорт из Германии, напротив, увеличился на 0,5% и достиг 594,5 млн. долларов.
Основу белорусского экспорта в Германию в прошлом году составляли сырая нефть, приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, трубы из черных металлов. В импорте из Германии в Беларусь преобладали легковые автомобили, машины и механические устройства с индивидуальными функциями, прицепы и полуприцепы. Снижение белорусского экспорта в ФРГ в нынешнем году можно объяснить сокращением поставок беспошлинной российской нефти.
Что касается немецких инвестиций в белорусскую экономику, то в 2007 году они составляли 309,7 млн. долларов, в прошлом году — 59,7 млн. Однако объем прямых инвестиций увеличился с 28 млн. долларов в 2007 году до 51,6 млн. в прошлом году. В конце прошлого года в Беларуси действовало 352 предприятия с участием германского капитала, из них 187 были совместными и 165 — иностранными. В уставные фонды соответствующих предприятий с момента регистрации с немецкой стороны было внесено 242,6 млн. долларов.
Германия не утратила интерес к белорусской экономике. За последние годы участились встречи представителей деловых кругов двух стран, продолжает работать белорусско-германский Совет экономического сотрудничества. Немецкая сторона одобряет меры правительства Беларуси по либерализации экономической системы.
Таким образом, сотрудничество с Германией приносит Беларуси ощутимую выгоду. Однако потенциал сотрудничества пока используется не в полной мере. Отчасти это является следствием несовпадения ценностных и политических установок руководства двух стран, отчасти — следствием того, что Беларусь все еще не воспринимается германскими деловыми кругами в качестве надежного, предсказуемого внешнеэкономического партнера.
Нынешняя белорусско-российская газовая война вряд ли будет способствовать изменению этого стереотипа.