May 23,2010 Темы: Беларусь

В ХХIв. глобализация стала объективной реальностью, определяющей все социальные и экономические процессы не только в мировой экономике и мировом сообществе, но и внутри каждой национальной экономики. 

Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик, создание единой рыночной экономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. А уже на этой основе будет происходить формирование единого мирового хозяйства и его новой структуры. Сегодня мировая экономика представляет собой формирующуюся экономическую систему, которая в недалёком будущем будет работать как единый организм. Точно также как когда-то в бывшем Советском Союзе формировался единый народнохозяйственный комплекс (т.н. ЕНХК1), точно также в условиях глобализации формируется глобальная геоэкономика, уже пытающаяся работать как единый организм.

Следует отметить, что принять участие в процессе глобализации пытается каждая страна. Тем не менее, далеко не все экономики как экономически, так и политически могут на равных войти в эту глобальную геоэкономику. Почему? Да просто по той простой причине, что формируемая глобальная геоэкономика предполагает свободную конкуренцию среди хозяйствующих субъектов, выдержать которую может далеко не каждый. Более того, хозяйственная среда большинства национальных экономик, как правило, не готова к открытию для свободной конкуренции и к свободному допуску на свой рынок иностранных компаний. Поэтому принять участие в формировании мировой рыночной экономики многим странам не представляется возможным. Необходимы новые подходы в экономической стратегии.

Сегодня в мировой экономике начались такие же процессы, которые были характерны для национальных экономик Западной Европы средних веков, когда формировалась рыночная экономика, как одна из стадий развития рыночной системы2, когда наряду с ростом количества хозяйствующих субъектов – продавцов и покупателей, очень интенсивно формировались производственная и рыночная инфраструктура, когда через взаимодействие региональных (локальных) рынков шло становление общенациональных рынков в Западной Европе.

Глобализация требует открытости национальных экономик. В свою очередь открытость системы предполагает адаптацию ее структуры к внешней среде. Другими словами, структура национальной экономики должна быть адекватна процессам и тенденциям, идущим в мировой экономической системе, и, прежде всего, процессам глобализации. Без структурных изменений в этих странах не только экономический рост невозможен, невозможно будет сохранить и тот уровень экономического развития, а соответственно уровень жизни, который каждая страна достигла к данному моменту. Это - императив для любой экономики, интегрированной в систему мирового разделения труда и участвующей в процессах глобализации.

Глобализация – это процесс, который идет через транснационализацию и регионализацию. Эти два направления глобализации, взаимосвязаны между собой, но вместе с тем существующие и как независимые феномены.

Регионализация - это образование международных экономических регионов, т.е. устойчивых систем экономических связей между странами или внутренними регионами стран, как правило, приграничных, однородных по степени и характеру интернационализации, связанное либо с подготовкой национальных хозяйств к вхождению в мировую экономику, либо с подготовкой микрорегионов к региональной экономической интеграции.

Регионализация протекает в нескольких формах: региональная экономическая интеграция (группировка); микрорегионализм; двухсторонние соглашения. В данном случае нас интересует микрорегионализм. Что это за феномен? Микрорегионализм– это направление интеграции двух или более стран посредством социально-экономических, культурных, образовательных, экологических и иных мероприятий, которые усиливают, интенсифицируют взаимодействие отдельных регионов, как правило, географически близко расположенных стран.Микрорегионализм осуществляется двумя путями:через создание особых экономических зон;через создание приграничных зон.

Значительную роль в подготовке региона либо для широкомасштабной региональной интеграции, либо для вхождения в мировую хозяйственную среду играет микрорегионализм, идущий через создание приграничных зон. Например, прибрежные районы Юго-Восточного Китая сыграли важную роль в интеграции Китая в мировую экономику и в ВТО, в частности.

Доля внешнеторгового оборота Гуандуна за десять лет - с 1982 по 1992 годы возросла с 15,7% до 67,4% . Сегодня ситуация здесь такая – 40% импорта провинции Гуандун приходится на Японию и Тайвань (переработка товаров), в то время как 70% экспорта из данного региона приходится на ЕС и США.

Центральные власти Японии, например, с 90-х гг. прошлого века регулярно занимаются координацией экономической политики регионов, городов, префектур между Японией и Южной Кореей. Приоритет здесь – развитие экономической зоны Желтого моря, которая призвана объединить регионы Японии, Китая, Кореи, Тайваня, Гонконга.

Большую роль в этом регионе придают развитию как свободных экономических зон, так и приграничного сотрудничества между этими странами, включая главным образом создание системы логистических центров. В частности, в Республике Корея был принят Общенациональный план развития на 2000-2020 годы, в котором указывалось, что правительства всех уровней должны израсходовать на развитие инфраструктуры –415 млрд. долл. за этот период! В том числе на строительство дорог 171, железных дорог – 63, аэропортов – 14, морских аэропортов – 33, логистических центров – 18. Основными национальными проектами на этот период являются создание: общенациональной системы дорог; высокоскоростных железных дорог и расширение существующих железнодорожных систем; новых центров аэропортов и расширение действующих аэропортов; новых центров морских портов и расширение действующих; логистических центров; фрахтовых терминалов.Иначе говоря, в этом общенациональном плане большую роль играет такой национальный проект как создание логистических центров.

Чем этот опыт может быть полезен для Республики Беларусь? Наша республика находится на границе с весьма емким российским рынком. Более того, мы является связующим звеном России и Западной Европы. Сегодня наше геополитическое положение – наш геополитический потенциал. Точно такой же как нефть в России. И не использовать его - просто расточительно в современных условиях.

В последние годы в республике взят курс на развитие логистических центров. Но такие же курсы взяты и у наших соседей – России, Литвы. В этой связи было бы неплохо разработать план о создании зоны логистических центров в приграничье Беларуси, России и Литвы. В этом регионе создана приграничная зона «Днепр». Она создана в 2003 г. в составе: Брянская область (Россия), Гомельская область (Беларусь), Черниговская область (Украина). Среди направлений деятельности: обеспечение опережающего инновационного развития трех соседних областей за счет реализации совместных инвестиционно-инновационных проектов, углубления производственной кооперации, создания совместных предприятий и производств. По-видимому, к сотрудничеству в этот регион необходимо было пригласить и Литву, пытающуюся создать целый логистический город. Сконцентрировав усилия в этой сфере деятельности, можно стать не конкурентами, но сотрудниками, а соответственно получить большую выгоду. Ибо в данном случае можно «сработать» на эффекте масштаба. Более того, в данном проекте можно было бы реализовать такую форму как государственно-частное партнерство, трансформировав ее в межгосударственно-частное партнерство.

Профессор, д-р экон. наук Новикова И.В. Академия управления при Президенте Республики Беларусь.

ССЫЛКИ

1 Можно сказать, что ЕНХК был прообразом формируемой в современных условиях глобальной мировой геоэкономики на основе процесса глобализации.

2 См. более подробно: Новикова И.В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия. Мн.: АУ ПРБ, 2009.