Apr 20,2011

Национальный банк Беларуси снимает ограничения по формированию курса белорусского рубля между банками и субъектами хозяйствования. Об этом 19 апреля на брифинге в Минске заявил первый заместитель председателя правления Нацбанка Николай Лузгин.

Принятые шаги, отметил Лузгин,  направлены на «преодоление сложившейся неопределенности участников рынка относительно дальнейшего развития ситуации на внутреннем рынке, а также на переход к унифицированному обменному курсу на различных сегментах валютного рынка. После достижения равновесного значения курса белорусского рубля при совершении сделок покупки и продажи иностранной валюты между банками и субъектами хозяйствования будет обеспечено принятие дальнейших мер по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке с постепенным выходом на единый обменный курс белорусского рубля на всех сегментах рынка».

Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев считает предпринимаемые меры правильными и соответствующими сложившейся ситуации. «Субъекты хозяйствования должны видеть, каким будет курс, чтобы прогнозировать свою деятельность», — отметил он.

Международный валютный фонд (МВФ) положительно оценил отмену белорусскими властями ограничений по установлению курсов валют на внебиржевом рынке для юридических лиц и считает необходимым унифицировать курсы валют на всем валютном рынке в кратчайшие сроки. Об этом 19 апреля сообщила глава представительства МВФ в Беларуси Наталия Колядина.

Относительно решения о свободном установлении курсов валют глава представительства заявила: «То решение, которое было объявлено - это движение в правильном направлении. Это обеспечит большую гибкость валютного курса. Обнадеживает, что Нацбанк назвал это временной мерой и заявил, что курсы будут унифицированы... Это должно быть сделано в достаточно короткие сроки».

Таким образом, ожидание ближайшей девальвации рубля не оправдалось. После заявлений Александра Лукашенко 16 апреля о том, что разрешение ситуации с курсом валюты — это «дело нескольких дней», от Нацбанка многие ждали девальвацию.    

До этого, 15 апреля он подчеркивал, что нельзя отрегулировать сложные процессы, к примеру, только девальвацией рубля: «Вот девальвировали рубль — и все будет нормально. Кому-то будет нормально, а кому-то и не очень. Допустим, сегодня мы дешевле продаем валюту для закупки лекарств, для оплаты природного газа и других жизненно необходимых товаров. Давайте девальвируем. Какая завтра будет цена всего этого?»

Эксперт Михаил Ковалев считает, что одной девальвации уже недостаточно для стабилизации ситуации в экономике, и, прежде всего, с платежным сальдо. По его словам, необходимо проведение жесткой денежно-кредитной политики, в частности, в отношении покупки импорта и наличной валюты.

«Необходимо, например, ввести мораторий на покупку из средств бюджета определенных импортных товаров, прекратить искусственное повышение спроса на импортные товары за счет кредитов в банках. Нужны другие ограничительные меры, в том числе, возможно, не совсем популярные», — отмечает он.

Напомним,  почти месяц назад, 25 марта, глава белорусской миссии Международного валютного фонда Крис Джарвис заявил, что Беларуси не мешало бы девальвировать валюту для решения проблемы неподъемного дефицита платежного баланса в результате излишне мягкой экономической политики. По словам эксперта, альтернативой мог бы стать режим жесткой экономии, резкое сокращение бюджетного дефицита и повышение процентных ставок.

«Мы думаем, девальвация - это хорошая идея», - сказал Джарвис в интервью Reuters.

При этом глава белорусской миссии МВФ отметил, что «девальвация - не единственный вариант исправить ситуацию в Беларуси. Альтернативой могло бы стать ужесточение бюджетной и денежно-кредитной политики и обуздание роста зарплат», - сказал Джарвис, давая понять, что МВФ поддержит и тот и другой вариант, но еще лучше - оба одновременно.

По словам Криса Джарвиса, пока что у белорусских властей есть выбор между двумя вариантами. «Ограничения на валютном рынке не устраняют фундаментальную проблему мягкой экономической политики и могут даже усугубить проблему... Время уходит», - считает представитель МВФ.

По материалам naviny.by