Страны применяют различные варианты кризисной политики занятости и наиболее распространенным методом является регулирование рабочего времени. Есть несколько подходов.
Первый подход – коллективные соглашения на межотраслевом уровне и уровне отдельных компаний и предприятий. Он применяется в Германии, где принято Соглашение о рабочем времени, которое предусматривает возможность сокращения рабочей недели до 30 часов на западе и 33 часов на востоке, чтобы предотвратить сокращение рабочих мест. Во Франции применяют так называемый «договор о частичной безработице», согласно которому работники, занятые во время кризиса неполный рабочий день, получают частичную компенсацию (чаще всего применяют в металлургической, химической и строительных отраслях).
Второй подход – применение различных инструментов рынка труда для сохранения рабочих мест при помощи государственного субсидирования оплаты труда на ограниченный период времени. Например, в Германии государство компенсирует работнику часть потерь при работе сокращенный рабочий день.
В силу социальной ориентации белорусской экономики антикризисные меры предприятий ориентированы на применение первого подхода, когда предприятия стараются не увольнять работников, если происходит падение производства, либо уменьшается количество рабочих часов (сокращение рабочего дня, введение вынужденных отпусков, переквалификация работников, обучение смежным профессиям).
Ситуация на белорусском рынке труда в 2008–2009 гг., несмотря на распространившийся в мире экономический кризис, в целом оставалась стабильной. Кризис не привел к массовым увольнениям работников. Минимизировать негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на основные индикаторы рынка труда позволила проводимая большинством белорусских предприятий политика сохранения кадрового потенциала путем перехода на режим вынужденной занятости. Количество работников организаций, функционирующих в таком режиме, в январе–декабре 2009 г. возросло в 2,5 раза и составило 356,2 тыс. человек , 10,1 % среднесписочной численности (в 2008 г. данный показатель составил 3,9 %); число переведенных на режим неполной рабочей недели возросло почти в 3 раза, т. е. до 201,3 тыс., отправленных в административные отпуска – в 2 раза (до 154,9 тыс. человек, из которых 81,3 тыс. человек – без сохранения заработной платы) [1, с. 11]. По данным Статкомитета СНГ, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в странах Содружества возросло число случаев перевода работников на работу в режиме неполного рабочего времени, в России – 1894,0 тыс. человек, или 5,3 % среднесписочной численности; в Украине – 2063,3 тыс. человек, или 19,4 %, в Казахстане – 66,5 тыс. человек, или 2,1 %. Численность лиц, находящихся в отпусках по инициативе администрации, за этот период сократилась в Армении, в остальных странах – увеличилась на 13–54 %, в Азербайджане – в 2 раза [2, с. 23].
Вынужденная неполная занятость, с одной стороны, является способом поддержания занятости и гарантии получения определенного уровня заработка, а с другой – сопровождается постепенной дисквалификацией работников, потерей профессионализма, формированием потенциальных безработных. Надо отметить, что почти половина работников в Беларуси были отправлены в административные отпуска без сохранения заработной платы. В целях смягчения ситуации правительством страны было принято решение о создании временных рабочих мест в рамках общественных работ на территории предприятий с их финансированием за счет средств Фонда социальной защиты населения и предоставлением возможности участия в них работников, находящихся в вынужденных отпусках. Расширение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определенной мере сдерживало высвобождение рабочей силы и поступление ее на рынок труда. Данная политика позволила удерживать уровень безработицы в 2009 г. около 0,9 % экономически активного населения [2, с. 63].
Беларусь имеет свою стратегию экономических реформ в сфере социально-трудовых отношений, которая заключается в недопущении высокого уровня официально регистрируемой безработицы. Но это приводит к низкой эффективности труда (уровень производительности в нашей стране в 3 раза ниже, чем в ведущих европейских государствах), нерациональному использованию трудового потенциала, относительно низкой заработной плате. Современное состояние белорусского рынка труда можно охарактеризовать следующими свойствами: стихийный характер взаимодействия спроса и предложения рабочих мест; неразвитость рыночной инфраструктуры; низкая территориальная мобильность рабочей силы.
Модернизация производства приведет к сокращению рабочих мест, но сегодня отсутствует достаточное количество свободных мест в других областях деятельности, высвобождение работников лишит последних источника дохода. Кроме того, важно отметить, что основной груз издержек по сохранению занятости несут предприятия, в меньшей степени - республиканский бюджет. Ликвидация неэффективных рабочих мест приведет к увеличению численности безработных, что создаст дополнительную нагрузку на республиканский бюджет в виде расходов на переподготовку, выплату пособий по безработице и т.п.
А.А. Нестерова (БГУ)
Безработица в Беларуси: два типа недостатков в организации занятости