Какими будут дальнейшие действия Нацбанка по регулированию валютного курса, корреспондент «БелГазеты» попросила спрогнозировать управляющего активами российской финансовой группы «Брокеркредитсервис» Николая СОЛАБУТО.
- Нацбанк девальвировал белорусский рубль на 56%, но не довел курс до рыночного: по сложившемуся курсу экспортеры по-прежнему не готовы продавать инвалюту. Пойдет ли такая мера на пользу экономике?
- Никакая разовая девальвация не пойдет на пользу экономике. Рыночный способ курсообразования всегда плавный, поэтому он лучше. А директивное ослабление курса - это шоковая терапия. Она стала следствием сильной зарегулированности, которая мешала рыночному формированию обменного курса.
Директивное регулирование курса хорошо в сильном государстве, таком как Китай. У него большие золотовалютные резервы (ЗВР), он может сдерживать ослабление курса, сбивая натиск продавцов инвалюты. При небольших ЗВР очень опасно директивно формировать обменный курс. У Нацбанка Беларуси ресурсов для дальнейшего поддержания курса рубля не было, поэтому пришлось его директивно изменять.
Разовая девальвация - это всегда плохо, потому что ни в одной стране мира нет такой корзины товаров народного потребления, которая состояла бы только из продукции национальных производителей. Любая девальвация страшна именно тем, что происходит сильное расслоение цен.
Когда в 1998г. это произошло в России, оказалось, что в стране нет ни одного производителя детских подгузников. Тогда пачка памперсов стала стоить столько же, сколько раньше стоили «Жигули». Думаю, в Беларуси аналогичная ситуация: есть товары повседневного спроса, которые не производятся в вашей стране. И девальвация сильно ударит по конечному потребителю.
- Население уже ответило на это ажиотажным спросом не только на импорт, но даже на товары отечественного производства...
- А что в такой ситуации может сказать потребитель? «Надо срочно покупать товары повседневного спроса». Происходит т.н. бегство в товары - сахар, соль, спички, гречку. Помню, когда в России выводили из обращения 100- и 50-рублевые купюры («Павловская» реформа 1991г., в соответствии с которой обменять купюры на новые можно было только в течение трех суток и только до 1 тыс. рублей. - «БелГазета»), людям дали только субботу и воскресенье. В выходные эти купюры были еще в ходу, а с понедельника уже вышли из обращения. В субботу и воскресенье люди пошли и все смели с прилавков магазинов за эти купюры. Это нормальное, экономически обоснованное поведение людей в сложившейся ситуации. Я никого не обвиняю.
- Нацбанк ввел коридор изменения курса нацвалюты до конца года на уровне 12% к установленному 24 мая. Удастся ли регулятору удержать курс в таком коридоре?
- Курс рубля все равно отпустят до рыночного. У Нацбанка РБ нет системы хеджирования валютных рисков. Ее и не может быть, потому что он является одновременно эмитентом нацвалюты. Это значит, что Нацбанк начнет делать валютные интервенции только после того, как рыночный курс достигнет своих максимальных значений. До этого момента он может сдерживать курс нацвалюты только административными рычагами.
Думаю, следует ожидать такого развития событий. Нацбанк будет распределять валюту между предприятиями госсектора, чтобы они не потерпели колоссальных убытков из-за девальвации. Потом он снова сделает административный шажок, понизив курс нацвалюты. Снова высвободится часть инвалюты, которая пойдет на погашение внешнеэкономических обязательств госпредприятий. Таким образом, он будет отпускать, отпускать, отпускать курс. Если прямо сейчас довести курс до рыночного, то предприятия столкнутся с серьезными трудностями.
Далее в какой-то момент Нацбанк снимет административное регулирование и скажет: «Все. Теперь рынок» . Курс подергается какое-то время, но потом стабилизируется на определенном уровне. После этого Нацбанк установит коридор и будет удерживать курс в этом коридоре. С этого момента начинается работа с ЗВР.
При достижении курсом верхней границы коридора Нацбанк будет проводить валютные интервенции, при достижении нижней границы коридора - начнет покупать инвалюту. Так он, с одной стороны, будет удерживать курс нацвалюты, а с другой - получать доход от таких маркетмейкерских операций.
Кстати, после кризиса 2001г. российский Центробанк заставили слить в бюджет всю прибыль, которую он получил за 1999-2000гг. от таких операций. Оказалось, что прибыль, полученная ЦБ от операций маркетмейкера по удержанию стабильности нацвалюты, зашкаливала - равнялась трети бюджета страны. ЦБ получал сумасшедшие доходы. Банки играли в унисон с ЦБ на колебаниях курсов валюты и зарабатывали на долларе. В конечном итоге ЦБ сделал курс плавающим, после чего интерес к этой игре исчез. Как только ЦБ ушел с рынка, банки не могли понять, когда им покупать, а когда продавать валюту. Для банков маркетмейкерские операции стали рискованными, а банковский сектор от всех рискованных операций дистанцируется. Банки ушли с валютного рынка. Теперь российский рубль укрепляется. Скорее всего, эта история повторится и в Беларуси.
- То есть, по-вашему, Нацбанк последует примеру российского регулятора, полностью отказавшись от директивного курсообразования?
- Да. Но когда это произойдет? У нас это случилось спустя 10 лет после кризиса. Это долгий путь. С другой стороны, нельзя рыночные способы ценообразования применять для стран с нерыночной экономикой. Возможно, у вас будет все по-другому. Это невозможно прогнозировать. Как скажет «батька» - так и будет.
- Может быть, имело смысл установить более широкий коридор изменения курса?
- Сейчас он чисто номинальный. Работы с этим коридором все равно нет.
- Ограничение валютного курса на внебиржевом рынке парализовало его. Как вам кажется, удастся ли Нацбанку сохранять единый курс или же он вынужден будет вернуться к множественности?
- Одно из двух: либо быстрее вы вернетесь к множественности, либо быстрее доведете курс нацвалюты до курса черного рынка.
- Нацбанк пошел на корректировку курса в т.ч. по рекомендации РФ, которая настаивала на рыночном курсообразовании, отказе от множественности курсов. Будет ли принятых мер достаточно для получения кредита?
- Россия поможет при любых обстоятельствах. Принцип помощи братскому народу декларирован нашим руководством. Думаю, его будут придерживаться. Пойдете вы на реформы - хорошо, не пойдете - помощь все равно будет.
- А как же условия, выдвинутые вице-премьером Алексеем Кудриным?
- Собака лает - караван идет.
СПРАВКА «БелГазеты». Николай Солабуто окончил Московский политехникум им. Моссовета, Московский институт управления. С 1992г. - заведующий Инвестиционной секцией в ИФК «Русский свет». С 1996г. - завотделом по привлечению инвестиций в жилищно-строительной компании Москвы. Работал управляющим активами ЗАО «ФИНАМ», в настоящее время занимает ту же должность в ФГ «Брокеркредитсервис».