Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее – Киотская конвенция) была заключена в Киото в 1973 г. В 1999 г. в Брюсселе Всемирной таможенной организацией была одобрена новая редакция Конвенции. Пересмотренная Киотская конвенция вступила в силу 3 февраля 2006 г. Целью Киотской Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. По сути Киотская конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы.
Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны – на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества (в части пополнения доходной части государственного бюджета и защиты внутреннего рынка). Конвенция предусматривает, что направлением, в котором должны двигаться таможенные администрации в современных условиях, является переход на методы таможенного контроля, основанные на применении пост - аудита и управления рисками.
Киотской конвенцией зафиксированы следующие семь специальных принципов международного таможенного права: 1) реализация программ, направленных на непрерывное совершенствование таможенных процедур с целью повышения их эффективности; 2) предсказуемое, последовательное и четкое выполнение таможенных процедур и осуществление таможенной деятельности; 3) предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, о таможенном законодательстве, административных распоряжениях и процедурах; 4) применение современных методов таможенного контроля, а также максимально широкое использование информационных технологий; 5) сотрудничество во всех приемлемых случаях с другими государственными органами, другими таможенными службами иностранных государств и бизнесом; 6) соблюдение на практике соответствующих международных стандартов; 7) принцип обеспечения беспрепятственного доступа заинтересованным сторонам к административным и судебным процедурам обжалования.
Киотская конвенция является ориентиром в построении и унификации таможенных законодательств разных стран. Пересмотренная Киотская конвенция учитывает и подходы, касающиеся таможенных вопросов, сформулированные в ряде норм Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ). Так, в Конвенции нашли отражение Статья V ГАТТ «Свобода транзита», Статья VIII ГАТТ «Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом» и ряд других.
Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, призванных выработать на их основе конкретные правила регулирования тех или иных процедур, что позволит найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. достичь компромисса между интересами бизнес - сообщества и государства.
Структурно Конвенция состоит из текста Конвенции, а также Генерального и Специального приложения. Генеральное приложение содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела. Принятие Генерального приложения к Конвенции является обязательным для присоединяющейся к Конвенции страны.
Специальные приложения посвящены отдельным процедурам и режимам. При присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из них, либо вообще не принимать ничего из Специальных приложений. Хотелось бы обратить внимание на то, что в формулировках Специальных приложений не оговаривается применение либо неприменение мер нетарифного регулирования ВЭД, то есть положения Конвенции не препятствуют применению национального законодательства в отношении запретов и ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю.
Важно отметить, что по условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции.
Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнес - сообществом.
В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли. Поэтому таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками. Для совершенствования таможенного контроля таможенные службы должны, где это возможно, использовать информационные технологии. Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т.п.
Такая философия таможенного контроля основана на том, что все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Досмотр каждой партии грузов представляет собой неприемлемое и ненужное бремя и фактически просто парализует мировую торговлю. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее уязвимых операциях и поставках, для чего необходимо использование таможенными органами систем анализа и управления рисками, что позволит: сосредоточить внимание на областях повышенного риска и тем самым более эффективно использовать свои ресурсы; повысить возможности выявления таможенных правонарушений, а также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства; предоставить законопослушным участникам внешней торговли и пассажирам более благоприятные условия; ускорить торговлю и передвижения.
С другой стороны, там, где рисков несоблюдения законодательства нет либо где риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, нужно предлагать бизнесу самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек предпринимателей, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.
Также Киотская конвенция предусматривает, чтотаможенные службы должны устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами. Всемирная таможенная организация исходит из того, что консультации с участниками внешнеэкономической деятельности являются неотъемлемой частью современного таможенного администрирования. Принцип необходимости сотрудничества бизнеса и государства при установлении и внедрении правил и процедур, обеспечивающих развитие международной торговли без ущерба для интересов государства, является сквозным для Киотской конвенции.
Вступивший в силу с 1 июля 2007 г. новый Таможенный кодекс Республики Беларусь во многом основывается на принципах Киотской конвенции. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права, что является одной из главных черт правового государства. Поэтому, в целях совершенствования национального таможенного законодательства, с учетом заявленной цели вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию представляется целесообразным присоединение нашей страны к Киотской конвенции.
Присоединение Беларуси к Киотской конвенции должно придать дополнительный импульс развитию официальных отношений между таможней и бизнесом, будет способствовать преодолению закрытости таможенного регулирования и стимулировать совместную работу по совершенствованию таможенного законодательства и практики его применения.
Размыслович К.Р., Белорусский Национальный Технический Университет