Jan 28,2007

В 2006 году наблюдалось оживление политических контактов между Минском и Киевом. Но преждевременно делать вывод, что в противостоянии с Россией белорусское руководство сможет заручиться безоговорочной поддержкой Украины. Многовековые белорусско-украинские отношения обрели новое качество после распада СССР. 17 июля 1995 г. руководители двух стран подписали в Минске договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Однако активизация политических контактов не устранила противоречия. В частности, белорусская сторона отказалась ратифицировать договор о границе, подписанный в 1997 г. Минск потребовал, чтобы прежде Украина погасила задолженность перед белорусскими предприятиями (она образовалась после выхода Украины в 1992 г. из советской рублевой зоны). И поныне Беларусь и Украина не имеют границы, оформленной в соответствии с нормами международного права.

"Оранжевая революция" 2004 г. привела к ослаблению взаимодействия в политической сфере. Победа политиков, декларировавших намерение сделать Украину членом ЕС и НАТО, обеспокоила белорусские власти и воодушевила белорусскую оппозицию. В начале 2005 г. высказывались предположения, что одним из важнейших направлений внешней политики новой Украины станет распространение идей демократии в соседних государствах, в том числе в Беларуси.

Однако этого не произошло. Разумеется, официальный Киев не приветствовал авторитарный стиль правления Лукашенко. В период кампании по выборам президента Беларуси в феврале - марте прошлого года украинские политики выступали с критическими замечаниями в адрес белорусского руководства.

В то же время руководство Украины не стремилось обострять отношения. Президент Украины Виктор Ющенко в 2005 и 2006 гг. несколько раз встречался с Александром Лукашенко (правда, предпочитал общаться не на двусторонней основе, а в рамках саммитов СНГ).

В июне прошлого года советник Ющенко Василий Куйбида, обращаясь к представителям белорусской оппозиции, заметил: "Я не уверен, что правительство, связанное многими формальностями, будет делать какие-то резкие заявления или помогать вам. Это скорее могли бы сделать какие-то политические партии или организации, имеющие ту же систему ценностей".

Осенью прошлого года в условиях ухудшения отношений с Россией белорусское руководство стало проявлять активность в налаживании связей с руководством Украины. В ноябре Александр Лукашенко встретился с представителями СМИ Украины. Он подчеркивал, что Беларусь и Украина являются соседями и более тесное сотрудничество будет выгодным для обоих государств.

"Стоит только договориться Беларуси и Украине — совершенно изменится конфигурация в этом сегменте экономических и политических отношений", — заявил Лукашенко. Он рассуждал на тему создания союза (и даже союзного государства) с Украиной, хотя тут же оговорился, что враждебные внешние силы не допустят появления такого союза.

Также Лукашенко не скрывал своего желания встретиться с Ющенко. К слову, украинский президент, который поначалу намеревался, по некоторым сведениям, проигнорировать ноябрьскую встречу лидеров СНГ в Минске, не только посетил Беларусь, но и провел в рамках саммита отдельные переговоры с белорусским коллегой.

В декабре прошлого года в Минске побывал глава администрации президента Украины Виктор Балога. В ходе его визита обсуждались вопросы организации двусторонней встречи президентов Беларуси и Украины (ее проведение было намечено на февраль — март текущего года).

В начале нынешнего года кризисные явления в белорусско-российских отношениях переросли в открытую конфронтацию. Нуждаясь в союзниках, официальный Минск обратил взор на Киев. Вне всякого сомнения, белорусские власти зондировали почву на предмет солидарного выступления против России.

Можно предположить, что отголоски этих планов слышны до сих пор. В частности, заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур на телеканале ОНТ 14 января заявил, что Беларусь и Украина как транзитные страны "могут найти варианты совместного использования геополитического фактора и выработать общие подходы в данном направлении". Некоторые аналитики (преимущественно в России) даже заговорили о возможности присоединения Беларуси к ГУАМ.

Однако блокирование Беларуси с Украиной маловероятно. Киев не отказывается от движения в сторону ЕС и НАТО, несмотря на то что "еврооптимизма" в украинском обществе поубавилось. Следовательно, украинское правительство вынуждено соизмерять свои действия в отношении Беларуси с позицией основных европейских и евроатлантических структур.

В сравнении с российскими возможности Украины оказывать экономическое, финансовое и информационное воздействие на Беларусь ограниченны. Пока Украина сама в значительной мере зависит от России и является конкурентом Беларуси в отношении доставки российского сырья в страны Европы.

Нужно принять во внимание и тот факт, что созданию прочного союза между Беларусью и Украиной объективно будет препятствовать специфика украинской политической системы. Хаос в отношениях между основными политическими акторами мешает проведению целенаправленной политики как внутри украинского государства, так и за его пределами.

Источник