А. В. Сивицкий, Центр стратегических и внешнеполитических исследований, директор
Контекст проблемы
Беларусь открыла свое воздушное пространство для полетов НАТО, перевозящих войска, боевую и небоевую технику в Афганистан в 2004 году.
В 2009 году Беларусь выступила с предложением об организации через свою территорию железнодорожного транзита грузов, предназначенных для снабжения военного контингента Международных сил содействия безопасности (ISAF) / НАТО в Афганистане. Тогда же в декабре было подписано соглашение, которое дало союзникам по НАТО возможность перевозить через территорию Беларуси небоевую технику в Афганистан и обратно.
Таким образом, подписав соглашение с НАТО о железнодорожном транзите и, Беларусь присоединилась к Северной распределительной сети (СРС) – совокупности железнодорожных, воздушных и сухопутных маршрутов снабжения военной миссии в Афганистане, которые пролегают через территорию Прибалтики (Литва, Латвия), Беларуси, России, закавказских (Грузия, Азербайджан) и центральноазиатских государств (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан).
23 апреля 2013 года между Беларусью и НАТО было заключено дополнительное соглашение, расширявшее условия предыдущих договоренностей. Оно позволяет в дополнение к небоевой технике осуществлять транзит бронетехники стран НАТО, без вооружения и боеприпасов, через территорию Беларуси в прямом и реверсном режиме [1].
Как известно, в 2014 году из Афганистана планируется вывод более чем стотысячного военного контингента и материально-технических средств Международных сил содействия безопасности в Афганистане, включая военную технику. По оценкам экспертов, в 2014 году из Афганистана планируется вывезти 140 000 контейнеров грузов и около 170 000 единиц автомобилей и бронетехники, включая военную технику [2]. Очевидно, что основная часть военного контингента будет выводиться из Афганистана, начиная с 2014 года, именно через Северную распределительную сеть в связи с отсутствием надежных альтернативных маршрутов.
Хотя коалиционными силами уже было заявлено о начале вывода военного контингента ISAF / НАТО из Афганистана в 2014 году, сразу же после этого в Афганистане будет инициирована новая «небоевая» миссия НАТО под названием «Решительная поддержка». По предварительным оценкам Пентагона, численность контингента НАТО в Афганистане после 2014 года составит от 8 до 12 тысяч военнослужащих.
Пентагон также планирует оставить на территории Афганистана несколько тысяч военнослужащих США. По оценкам командующего силами НАТО и США в Афганистане генерала Джозефа Дандорфа, не менее 10 тысяч военнослужащих США необходимо для поддержания безопасности американских военных баз и объектов в Афганистане [3].
На сегодняшний день в Афганистане по подрядам Министерства обороны и Госдепартамента США также работает почти 108 тысяч сотрудников (контрактников) частных военных компаний [4], выполняющих различный спектр функций, начиная от тылового снабжения и перевозки грузов, заканчивая подготовкой афганских военнослужащих, сбором разведывательной информации и охраной военных объектов и грузов. О сокращении численности контингента этой «частной армии» пока что речи не идет. Наоборот, скорее всего, численность сотрудников частных военных компаний будет возрастать по мере вывода войск ISAF из Афганистана.
Это значит, что проект СРС имеет, как минимум, среднесрочную перспективу в связи с необходимостью снабжать воинский контингент в Афганистане после 2014 года.
В этой связи целесообразно рассмотреть возможность создания на территории Беларуси логистического пункта НАТО подобно тому, что уже существует в Ульяновске, для обслуживания транзитных потоков, следующих через Северный маршрут СРС в Афганистан и реверсном режиме обратно.
Очевидно, что для успешного решения задач по углублению своего участия в СРС, Беларусь должна учитывать ряд рисков и возможностей, связанных с самой сущностью процессов развертывания СРС в Евразии, так и более широким контекстом взаимоотношений США и России в вопросах реагиональной безопасности, без чего сам проект СРС был бы просто невозможен. С другой стороны, при принятии решения о размещении подобного логистического пункта Беларусь также должна учитывать свои обязательства в области безопасности перед Россией и в рамках ОДКБ.
Учет данного контекста при создании логистического пункта на территории Беларуси в рамках СРС позволит установить новое измерение сотрудничества с США / НАТО, а также вывести диалог НАТО и ОДКБ на качественно новый уровень развития, однако для этого уже сегодня необходимо принять ряд мер, направленных на повышение эффективности деятельности и увеличение степени консолидированности ОДКБ, связанных с установлением контроля и координацией процессов развертывания СРС в ее зоне ответственности.
Углубленное участие Беларуси в СРС: создание логистического пункта
Грузовые потоки НАТО проходят через Беларусь по Северному маршруту СРС вдоль двух железнодорожных направлений. Одно из них, проходящее из Литвы через пограничный пункт Гудогай, далее идет через Минск к пограничной станции Осиновка, где оно продолжается через территорию России. Другая линия проходит через польско-белорусскую границу в Бресте, сливается с линией Минск-Осиновка и соединяется с российскими железными дорогами.
Большая часть грузов НАТО в Беларусь поступает из Литвы, куда они сначала попадают из США в литовский порт Клайпеда, потом переваливаются на железнодорожном терминале Драугисте (грузовой станции, расположенной отдельно от пассажирской станции Клайпеды) и направляется по литовской железной дороге в Гудогай и далее Беларусь. Через железнодорожную линию Брест-Минск транспортируется меньшая часть грузов НАТО, идущих через Беларусь.
В 2011 году по этим двум маршрутам осуществлялся транзит 587 двадцатифутовых контейнеров и 789 сорокафутовых контейнеров с грузами НАТО, в направлении Афганистана.
В 2012 году два маршрута осуществляли перевозку 1630 двадцатифутовых контейнеров и 1823 сорокафутовых контейнеров.
Однако уже в январе-июне 2013 года через Беларусь в направлении Афганистана транспортировалось 285 сорокафутовых контейнеров и 36 сорокафутовых контейнеров в реверсном режиме из Афганистана.
Тенденция снижения поставок в направлении Афганистана и первые контейнеры с грузами, проходящие через Беларусь в реверсном режиме, связана с окончанием международной миссии в Афганистане и подготовке к выводу международного контингента, который должен состоятся в конце 2014 года.
В этой связи в ближайшие месяцы объем реверсного транзита значительно возрастет через территорию Беларуси. По некоторым данным, тарифы на транзит в 2013 году составили $ 191 за двадцатифутовый контейнер и $ 343-345 $ за сорокафутовый контейнер через железнодорожный маршрут Гудогай – Минск – Осиновка, через который транспортируется основная часть грузов НАТО [5].
Наиболее оптимальным местом для размещения подобного транзитного пункта является Орша, так как через этот город пролегает один из маршрутов СРС. Целесообразнее всего создание мультимодального транспортно-логистического центра, который расположился бы рядом с Оршанским авиаремонтным заводом (городской поселок Болбасово, 13 километров от Орши), что позволило бы взять на себя транзитные и перевалочные функции для натовских грузов из Афганистана. Территория, прилегающая к авиаремонтному заводу, находится в непосредственной близости от пересечения II и IХ панъевропейских транспортных коридоров (Запад – Восток, Север – Юг). Аэродром Оршанского завода подпадает под класс «Б» (длина взлетно-посадочной полосы 3000 метров) и является пригодным для эксплуатации крупнотоннажных транспортных самолетов, то есть подобный логистический пункт позволит переваливать грузы и на авиатранспорт. Орша к тому же является крупнейшим железнодорожным узлом Беларуси, который можно связать и с будущим логистическим пунктом. От Орши пролегают железнодорожные маршруты до прибалтийских портов – Клайпеды и Риги, которые являются перевалочным узлами для натовских грузов с железной дороги на морской транспорт.
Общая направленность американской стороны на сотрудничество с Россией по вопросам региональной безопасности, включая согласование планов по дальнейшему развертыванию СРС, и ситуация с закрытием авиабазы ВВС США «Манас» в пользу логистического пункта в Ульяновске свидетельствует о том, что вопрос создания логистического пунтка НАТО на территории Беларуси так или иначе координируется с российской стороной. Это значит, что необходимо найти такой режим функционирования логистического пунтка, который бы учитывал, с одной стороны, глубину сотрудничества США/ НАТО и России по вопросам региональной безопасности и учитывал обязательства Беларуси перед Россией/ ОДКБ в области безопасности, с другой стороны.
С учетом того, что на сегодняшний день «Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности» ратифицирован только Россией, Беларусью и Кыргызстаном, целесообразно создание логистического пункта со статусом объекта ОДКБ, выполняющим на основе транзитных соглашений с НАТО транспортировку и при необходимости консервацию грузовых потоков.
Этот вопрос может быть вынесен на повестку дня ОДКБ и предполагает, что имеющиеся на сегодняшний день и развернутые в будущем логистические пункты СРС будут приравнены к объектам ОДКБ, что позволит, в свою очередь, наделить ОДКБ функцией координатора СРС и создать привлекательные условия для транзита в рамках СРС. В свою очередь, такой шаг позволит трансформировать отношения НАТО с каждым государством-членом ОДКБ, участвующим в СРС, по отдельности в отношения между двумя структурами региональная безопасности – НАТО и ОДКБ, чего так давно добивается военно-политическое руководство ОДКБ.
С экономической точки зрения Москва заинтересована в том, чтобы Южный маршрут СРС и пакистанский маршрут не использовались вообще, а весь поток грузов транспортировался через Северный маршрут, т.е. преимущественно через территорию России. Поэтому для России с геополитической и прагматической точек зрения сегодня принципиально важно сохранить за собой статус эксклюзивного транзитера натовских грузов, что предусматривает создание таких привлекательных условий для транзита через Северный маршрут СРС, которые бы отсекали необходимость транзита натовских грузов через Пакинстан и Южный маршрут СРС.
Создать такие привлекательные условия для транзита Россия может только совместно с другими странами - участниками Северного маршрута СРС и партнерами по ОДКБ, прежде всего, совместно с Беларусью и Казахстаном. В тоже время, для России с точки зрения некоторых аспектов безопасности необходимо исключить возможность транзита личного состава военного контингента НАТО/ ISAF, особенно в условиях, когда такая транспортировка осуществляется в полном обмундировании с оружием. Таким же образом должна быть ограничена возможность натовского контингента / иностранных частных военных компаний охранять законсервированные грузы в рамках СРС на территории государств ОДКБ. Эту возможность необходимо предоставить специальным подразделениям, сформированным в рамках ОДКБ.
С целью координации процессов, связанных с развертыванием и функционированием СРС в рамках ОДКБ необходимо создать аналог Транспортного командования Вооруженных сил США (United States Transportation Command (USTRANSCOM)), способный проводить логистические операции с привлечением транспортных ресурсов военного и коммерческого назначения. Именно подобная структура могла бы стать координатором СРС в зоне ответственности ОДКБ.
Литература
1. Socor V. Silent Partner: Belarus in NATO’s Northern Distribution Network // Eurasia Daily Monitor. Volume 10. Issue 147 // http://goo.gl/OlkcGs
2. Из выступления ведущего научного сотрудника РИСИ Захарова В.М. «Проблемы и риски России в результате вывода войск НАТО из Афганистана» на международной конференции «Афганистан после 2014 года: вероятные сценарии развития региональной обстановки и стратегия России» (3 апреля 2013 г., Москва)
3. Carroll C. Reports: US military wants 10,000 troops or none in post-2014 Afghanistan // http://www.stripes.com/reports-us-military-wants-10-000-troops-or-none-in-post-2014-afghanistan-1.263357
4. Schwartz M, Church J. Department of Defense’s Use of Contractors to Support Military Operations: Background, Analysis, and Issues for Congress / Congressional Research Service, May 17, 2013 // http://www.gao.gov/assets/660/654879.pdf
5. Socor V. Silent Partner: Belarus in NATO’s Northern Distribution Network // Eurasia Daily Monitor. Volume 10. Issue 147 // http://goo.gl/OlkcGs