15 декабря 2011 в Минске при поддержке «Центра изучения внешней политики и безопасности» прошла конференция «Международная безопасность и НАТО в новых условиях». Специально на конференцию из Брюсселя после обеда прилетел Яспер Вик (Jasper Wieck), руководитель политического отдела постоянного представительства ФРГ при НАТО. Ниже приводим фрагмент выступления Яспера Вика о сотрудничестве НАТО с Россией, Украиной и Беларусью на современном этапе.
Транзит из Европы в Афганистан проходит через Беларусь, Украину, Россию, Казахстан, Узбекистан. Все эти страны готовы содействовать, потому что сами знают, что судьба Афганистана их касается. Если там не удастся стабилизировать ситуацию, то эти страны пострадают, как и мы. Значит, у нас там совместный интерес.
Украина очень активно участвует в операциях НАТО как поставщик войск (например, в Косово, почти участвовала в операции в Ливии).
С Россией у нас самые структурированные отношения, действует Совет Россия-НАТО, проходят встречи на уровне министров, даже глав государств. Россия требует равноправия в этих отношениях, т.е. Россия не хочет просто получить поддержку и помощь в реформировании своих вооруженные сил, она ищет темы общего интереса и мы ищем вместе с ними. Например, Афганистан. Здесь мы вместе можем подготовить антинаркотические кадры или обеспечить техническое обслуживание вертолетов. Чтобы это финансировать - мы создали совместный целевой фонд. Также мы сотрудничаем в области борьбы с международным терроризмом, проводим вместе семинары по теме оперативной совместимости. Это важная тема: сегодня вооруженные силы не готовятся к масштабным битвам в центре Европы, а готовятся к кризисному урегулированию. Но чтобы совместно урегулировать мировые кризисы, нужно совместно проводить операции, для чего нужна совместимость, чтобы войска даже по техническим стандартам могли это делать.
Отношения НАТО с Россией бывают очень сложными, одна из сложных тем - противоракетная оборона, где наши взгляды не совсем совпадают на архитектуру будущего сотрудничества. Но подход Германии такой: мы должны уже сегодня сотрудничать в более ограниченных проектах (например, совместные учения по ПРО ): радарные системы России позволяет получать информацию о ракетах, которые могут лететь в Европу. Для защиты нашего населения это очень полезно.
Украиной отношения развиваются по другому. Украина получает с удовольствием всю поддержку и экспертизу со стороны НАТО, чтобы модернизировать свои вооруженные силы. НАТО делает много в этой области: подготовка кадров, реформирование всего сектора обороны. Мы создали несколько целевых фондов с Украиной, чтобы иметь финансовые средства для реформирования вооруженные силы в Украине. Украина участвовала почти во всех операциях, которые НАТО провела и до сих пор проводит, в том числе в Афганистане. И мы знаем, как это психологически сложно, ведь солдаты Украины участвовали в советское время в этой войне.
Взаимодействие Беларуси с НАТО очень хорошо началось в начале 90-х. Беларусь стала членом Совета Евроатлантического партнерства и до сих пор им является. В рамках “Партнерства ради мира” мы обеспечили хорошее финансирование ряда проектов. Беларусь извлекает пользу из семинаров, которые мы предлагаем в Военной академии в Риме и в Баварии. Но мы не исчерпываем тот потенциал, который у нас мог бы быть. Я как представитель Германии должен сказать, что мы обращаем большое внимание на Беларусь: страна находится в центре Европы, а мы верим в принцип неделимости европейской безопасности и нам очень хотелось бы, чтобы отношения с НАТО укрепились бы.
Одна из предпосылок сотрудничества - прозрачность в секторе обороны. В странах НАТО и у ее союзников мы имеем идентичный общественный контроль над сектором обороны, вооруженных сил. В НАТО один из главных принципов - военные находятся под строгим контролем политики. Совет НАТО - это не военные, несмотря на то, что мы говорим о военной организации, это дипломаты. Наш посол сидит в Совете НАТО, иногда министры, иногда главы государств. У нас прозрачность в отношении того, что происходит в вооруженных сила и каждый союзник знает, что в них происходит. Для нашего сотрудничества с партнерами тоже нужно такое сотрудничество, потому что если НАТО не может посмотреть, в каком состоянии вооруженные силы и какие проблемы есть, наше содействие может быть ограниченным, поскольку мы даже не можем проводить анализ проблем, на которые надо искать решения. Мы пытаемся быть достаточно прозрачным: всегда нас можно найти в кафетерии НАТО, прогуляться по штаб-квартирам, поучаствовать в курсах НАТО, в которых участвует НАТО. Поэтому я очень надеюсь, что найдется такое рамочное соглашение, в рамках которого мы сможем укрепить наше взаимодействие и сотрудничество. Есть статья 10 Устава НАТО, согласно которой каждая европейская страна может стать членом НАТО при условии способности следовать принципам НАТО для сохранения европейской безопасности.
Смотрите также полный отчет с семинара