Jun 26,2016 Темы: НАТО

А.М. Чиж, Белорусский государственный университет, аспирант

Сегодня НАТО, созданное во времена, когда ключевое место в вопро­сах обеспечения национальной безопасности занимало устранение традици­онных (преимущественно военных) угроз и обеспечение коллективной обо­роны в рамках региональных объединений государств, сталкивается с необ­ходимостью адаптироваться к новой обстановке в условиях существования нетрадиционных угроз безопасности. Преодоление последствий стихийных бедствий, перебои в поставках энергоресурсов, кибератаки, борьба с пират­ством - вот те проблемы в сфере безопасности, которые в начале XXI в. встали перед многими странами и которые могут трансформироваться в гло­бальные угрозы безопасности. В связи с этим преобразуются не только на­правления, но и географический охват - от регионального к глобальному - деятельности НАТО.

Проблема обеспечения энергетической безопасности, будучи одной из наиболее актуальных для государств-членов НАТО, отражена в основных документах и действиях Североатлантического альянса.

Впервые необходимость обеспечения энергетической безопасности была отмечена в Декларации Рижского саммита НАТО 26 ноября 2006 г. В данном документе речь шла о защите энергетической инфраструктуры уча­стников альянса путем определения непосредственных угроз энергетической безопасности и, если потребуется, оказания поддержки на национальном или международном уровне [6]. В Декларации Бухарестского саммита 3 апреля 2008 г. вновь упомянуты защита энергетической инфраструктуры, а также обеспечение стабильности в энергетическом секторе [1]. Данное направление в деятельности Североатлантического блока было закреплено в принятой на саммите в Лиссабоне в 2010 г. Стратегической концепции, определившей за­дачи альянса в энергетической сфере: 1) защита жизненно важной энергети­ческой инфраструктуры; 2) защита путей доставки энергоресурсов; 3) созда­ние возможностей для оказания государствам-членам помощи в их борьбе с угрозами энергетической безопасности [7].

В Декларации Чикагского саммита 20 мая 2012 г. акцент был сделан на решении следующих задач: 1) обеспечение стабильных и надежных поставок энергоресурсов; 2) диверсификация поставщиков энергоресурсов, источни­ков энергии и путей ее доставки; 3) повышение энергоэффективности воору­женных сил НАТО [2]. Эти же задачи были подтверждены в ходе саммита в Уэльсе 4-5 сентября 2014 г. [9], однако они не получили своего дальнейшего развития, поскольку важнейшими вопросами на повестке дня были кризис в Украине и борьба с силами Исламского государства в Ираке и Сирии.

Что касается достижения поставленных целей и практического реше­ния задач в сфере обеспечения энергетической безопасности, то в настоящее время усилия государств-членов НАТО сосредоточены на анализе угроз в данной сфере, на разработке энергоэффективных технологий для вооружен­ных сил, а также поиске оптимальных механизмов сотрудничества блока с другими акторами на международной арене, в первую очередь с Европей­ским союзом.

В этом контексте следует упомянуть созданный НАТО в 2012 г. в Вильнюсе Передовой центр энергетической безопасности, призванный обес­печивать экспертную научно-техническую поддержку в энергетической сфе­ре для содействия анализу рисков; предоставлять технические решения в об­ласти энергетической безопасности для формирования экологически чистого и эффективного военного потенциала; проводить научно-технический анализ различных вопросов энергетической безопасности и защиты критической инфраструктуры в тех сферах, в которых заинтересован альянс [8].

Таким образом, государства-члены НАТО в первую очередь нацелены на проведение консультаций по проблемам энергетической безопасности и реализацию научно-исследовательской работы для поиска методов и спосо­бов обеспечения энергетической безопасности. Североатлантический блок также намеревается наладить сотрудничество с Европейским союзом, однако в данном случае требуется детальная проработка сфер ответственности обоих акторов во избежание дублирования предпринимаемых шагов и выполняе­мых функций.

Но столь пристальное внимание НАТО к проблемам энергетической безопасности может поставить на повестку дня дальнейшую политизацию и даже милитаризацию данной сферы безопасности. В этой связи интерес представляет мнение советника исполнительного директора Международно­го энергетического агентства Ф. Корнелла, рассматривающего энергетиче­скую безопасность через призму трехуровневой модели.

Первый уровень - это «военная энергетическая безопасность», пред­ставляющая собой «главным образом обеспечение и проведение логистиче­ских цепей к местам ведения боевых действий, а также управление общими потерями и потребностями в энергии» [3].

Второй уровень (или «вторичная энергетическая безопасность») - это обеспечение потребностей в энергетических ресурсах и электроэнергии всех служб государства (здравоохранение, образование, транспорт, борьба с чрез­вычайными ситуациями и т.п.).

«Третичная энергетическая безопасность» имеет первостепенное зна­чение для экономической сферы. Как отмечает автор, на этом уровне «энер­гетическая безопасность как таковая традиционно требует, чтобы цены были «приемлемыми». Ф. Корнелл также добавляет, что «третичная безопасность - это первый и наиболее вероятный из трех уровней, которому угрожают пере­бои в поставках углеводородов» [3]. При этом, по мнению Ф. Корнелла, «милитаризация» энергетической политики угрожает третичной безопасно­сти, отправляя неправильные сигналы рынку и потенциальным инвесторам в инфраструктуру, независимо от того, являются они государственными моно­полиями или нет» [3].

Представляется, что внедрение энергоэффективных технологий в воо­руженных силах НАТО является отражением такого подхода к энергетиче­ской безопасности военной сфере. Операция НАТО в Афганистане показала, что для защиты маршрутов транспортировки топлива требуются существен­ные затраты, а жизнь личного состава вооруженных сил при этом подверга­ется угрозе [4].

Но защита маршрутов доставки топливно-энергетических ресурсов, энергетической инфраструктуры может стать активным компонентом дея­тельности Североатлантического альянса. Пример тому - операция военно- морских сил НАТО «Океанский щит» (с 2009 г.) в Аденском заливе по защи­те гражданских судов и морских транспортных путей от нападений пиратов [5]. Активизация добычи природного газа в Восточной Африке и перспекти­вы роста его экспорта в сжиженном виде (СПГ) подчеркивают необходи­мость устранения угрозы со стороны сомалийских пиратов, в чем решающую роль может сыграть ВМФ НАТО. Операция «Океанский щит» дает возмож­ность не только стабилизировать обстановку в прилегающих к региону во­дах, но и обеспечить безопасность поставок СПГ на мировые рынки.

Таким образом, в настоящее время такое направление деятельности НАТО, как обеспечение энергетической безопасности государств-членов, на­ходится в стадии становления. В первую очередь оно предполагает развитие научно-технического потенциала в сфере энергетической безопасности и обеспечение высококачественного анализа ведущих тенденций в развитии мирового топливно-энергетического комплекса, которые оказывают непо­средственное влияние на состояние безопасности участников альянса.

Особое место в рамках деятельности по устранению угроз энергетиче­ской безопасности будет занимать сотрудничество с Европейским союзом, который проводит активную энергетическую политику.

В Европе ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности будет играть ЕС, однако НАТО может осуществить свой вклад в энергетиче­скую политику посредством реализации программы энергоэффективности и использования альтернативных источников энергии в вооруженных силах, способствуя таким образом достижению целей Евросоюза в области энерго­эффективности и борьбы с глобальным изменением климата.

В то же время следует избегать милитаризации процесса обеспечения энергетической безопасности, особенно на пространстве Европейского сою­за, поскольку укрепление роли военных в предотвращении перебоев в по­ставках энергоносителей может рассматриваться их экспортерами в качестве угрозы собственной национальной безопасности, что в свою очередь породит ответные меры, которые будут способствовать нарастанию напряженности в регионе.

Однако использование военного потенциала НАТО для защиты жиз­ненно важной энергетической инфраструктуры от нападений со стороны тер­рористов или пиратов в нестабильных регионах при соблюдении соответст­вующих норм международного права и с согласия региональных акторов бу­дет способствовать укреплению глобальной энергетической безопасности.

Литература

  1. Bucharest Summit Declaration [Electronic resource] // The Official Website of the North Atlantic Treaty Organization. - Mode of access: <http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_8443.htm>. - Date of access: 02.12.2014.
  2. Chicago Summit Declaration [Electronic resource] // The Official Website of the North Atlantic Treaty Organization. - Mode of access: < http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_87593 .htm#energy_security>. - Date of access: 11.12.2014.
  3. Cornell, P.E. Energy Security as National Security: Defining Prob­lems Ahead of Solutions / P.E. Cornell [Electronic resource] // Journal of Energy Security/ - 19 February 2009. - Mode of access: <http://www.ensec.org/index.php?option=com_content&view=article&id=183:ene rgy-security-as-national-security-defining-problems-ahead-of- solutions1&catid=92:issuecontent&Itemid=341>. - Date of access: 02.12.2014.
  4. Husniaux, A. Frontline NATO: Energy, Science and Warfighter / A. Husniaux, A. Ghanmi, M. Gietter [Electronic resource] // Journal of Energy Secu­rity / - 20 November 2013. - Mode of access: < http://www.ensec.org/index.php?option=com_content&view=article&id=468:front line-nato-energy-science-and-the-warfighter&catid=139:issue- content&Itemid=425>. - Date of access: 02.12.2014.
  5. Operation Ocean Shield [Electronic resource] // The Official Website of NATO Maritime Command. - Mode of access: < http://www.mc.nato.int/ops/Pages/OOS.aspx>. - Date of access: 02.12.2014.
  6. Riga Summit Declaration [Electronic resource] // The Official Web­site of the North Atlantic Treaty Organization. - Mode of access: <http://www.nato.int/docu/pr/2006/p06-150e.htm>. - Date of access: 02.12.2014.
  7. Strategic Concept For the Defence and Security of The Members of the North Atlantic Treaty Organization [Electronic resource] // The Official Web­site of the North Atlantic Treaty Organization. - Mode of access: < http: //www.nato. int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_publications/20120203_strat egic-concept-2010-eng.pdf>. - Date of access: 11.12.2014.
  8. The Official Website of NATO Energy Security Center of Excellence [Electronic resource]. - Mode of access: < http://www.enseccoe.org/en/about- us/centre-of-excellence.html>. - Date of access: 10.12.2014.
  9. Wales Summit Declaration [Electronic resource] // The Official Web­site of the North Atlantic Treaty Organization. - Mode of access: < http://www.nato. int/cps/en/natohq/official_texts_112964.htm?mode=pressrelease>. - Date of access: 10.12.2014.