Г.М. Бровка, Белорусский национальный технический университет, доцент
20 декабря в Москве приняты решения и подписаны документы, которые превращают ОДКБ в дееспособный и мобильный военно-политический блок. Встречей глав государств-участников завершается год председательства Беларуси в организации, ставший, периодом реформ. Мировая практика требует, чтобы экономическая интеграция сопровождалась надежным обеспечением ее безопасности. Примером может служить развитие Евросоюза и НАТО. В этой связи и ОДКБ и ЕврАзЭС предстоит пройти еще длинный путь признания и «наработки» авторитета у мирового сообщества и у государств региона. Но уже сейчас ставится задача тесного сотрудничества Организации Договора о коллективной безопасности с ООН и НАТО, проводящими миротворческую операцию вблизи границ постсоветских государств.
28 октября 2011 г. в штаб-квартире НАТО высказали мнение о том, что в перспективе могут быть установлены официальные отношения с ОДКБ. Об этом было заявлено на встрече белорусских журналистов с чиновниками НАТО.
Вместе с тем, представители альянса не уточнили, когда может произойти установление официальных отношений между двумя организациями. Было подчеркнуто, что данный вопрос находится на стадии предварительного обсуждения и изучения.
Сотрудники штаб-квартиры акцентировали внимание присутствующих журналистов на том, что неформальное взаимодействие НАТО с ОДКБ уже существует. К примеру, в теме борьбы с наркотрафиком. На брифинге в штаб-квартире было заявлено, что одной из ключевых задач организации, определенных итоговыми документами Лиссабонского саммита НАТО, является строительство «Безопасности на основе сотрудничества» (Сooperative Security) с партнерами по всему миру, в том числе, и с международными организациями.
Сотрудничество Беларуси с НАТО осуществляется в рамках Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП), а также программы НАТО «Партнерство ради мира». Беларусь последовательно участвует в работе СЕАП, рассматривая его как один из механизмов политических консультаций по вопросам предотвращения конфликтов, поддержания мира и безопасности. Подписав рамочный документ программы «Партнерство ради мира» в январе 1995 года, Республика Беларусь придает большое значение реализации этой программы как инструмента развития практического сотрудничества с НАТО.
Российская Федерация в последнее время повысила внимание к ОДКБ под влиянием событий в Северной Африке, а также из-за намеченного на 2014 год начала вывода Международных сил содействия безопасности (ISAF) из Афганистана. В российских ведомствах уже началась активная дискуссия о том, как реформировать организацию и сделать ее более эффективной для защиты своих интересов на постсоветском пространстве.
Предложения сводятся к трем ключевым пунктам. Прежде всего, предлагается реформировать систему принятия решений в ОДКБ. До сих пор организация решает все вопросы консенсусом. Во-первых, предлагается закрепить в уставе принцип принятия решений простым большинством голосов. Во-вторых, трансформировать модель отношений ОДКБ с НАТО. Раньше в МИД России исходили из того, что ОДКБ создавалась как своеобразный противовес НАТО на постсоветском пространстве. Теперь задумались об изменении отношения к НАТО в рамках курса президента Медведева на перезагрузку отношений с Западом и самим альянсом. В-третьих, предлагается соотносить новые стратегические документы ОДКБ с одобренной в прошлом году в Лиссабоне стратегической концепцией НАТО.
Таким образом, российская сторона считает, что ОДКБ должна уйти от принятия решений консенсусом, превратиться в главного миротворца на постсоветском пространстве, но при этом начать развивать партнерские отношения с НАТО.
В этой связи представляет интерес мнения западных экспертов и официальных лиц о перспективах взаимодействия НАТО-ОДКБ.
Если верить Wikileaks, то ранее генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен отказался от намерения сотрудничать с Организацией Договора о коллективной безопасности под давлением администрации Соединенных Штатов, как следует из дипломатических депеш, обнародованных специализирующимся на публикации компромата сайтом Wikileaks через норвежскую газету Aftenposten.
Из телеграмм, отправленных Госдепом американскому послу в НАТО Айво Даалдеру в сентябре 2009 года, выясняется, что Расмуссен планировал официально заявить о начале сотрудничества НАТО и ОДКБ. Из обнародованных депеш можно сделать вывод, что американский посол сумел переубедить Расмуссена этого не делать.
Госдеп в депеше подчеркивает, что сотрудничество НАТО с организацией, созданной Россией для противостояния альянсу и Соединенным Штатам на постсоветском пространстве, не может быть продуктивным. Такое партнерство может привести к тому, что влияние ОДКБ усилится, что негативно скажется на позициях НАТО, предупреждает Госдеп.
Как сообщали СМИ незадолго до того, как были посланы эти телеграммы, Расмуссен открыто заявлял, что альянс готов рассмотреть предложения бывшего советника США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, считающего, что ради укрепления безопасности в Европе необходимо снизить напряженность с Россией, для чего НАТО следует заключить пакт с ОДКБ о сотрудничестве.
Как отмечал Бжезинский, такое сотрудничество поможет, с одной стороны, умерить имперские амбиции Москвы, с другой, будет способствовать сближению между бывшими противниками по "холодной войне". По его замыслу, стороны должны были строить партнерство, исходя из необходимости защиты от одних и тех же угроз - прежде всего, угрозы терроризма.
Хотя генсек альянса тогда подчеркивал, что подобные контакты с Москвой или ОДКБ никак не умаляют роли НАТО, в США, по всей видимости, не разделили его уверенности в этом и увидели опасность в усилении роли России в структуре евробезопасности.
В свою очередь, постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, комментируя обнародованный компромат, заявил, что, так как американцы считают, что ОДКБ относится к сфере влияния России, они, естественно, будут препятствовать установлению прямых отношений НАТО и ОДКБ.
По мнению Рогозина, проблемы ОДКБ связаны с внутренней нестабильностью в некоторых странах-участницах альянса: в частности, в Таджикистане и Киргизии. Как считает Рогозин, в настоящее время США стараются выстраивать персонифицированные отношения с руководством прежде всего азиатских стран, входящих в ОДКБ, чтобы "ломать веничек по прутику".
Спецпредставитель генсека НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай, в свою очередь, поясняет, что у НАТО нет необходимости в более тесном сотрудничестве с ОДКБ, поскольку альянс и его союзники и так имеют очень хорошие отношения со всеми участниками организации.
Представляет интерес на наш взгляд и высказывания cоветника по военной политике министра обороны Армении, генерал-майора Гайка Котанджяна. Выступая на научно-пракической конференции Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) по теме "Место и роль ОДКБ в формирующейся архитектуре международной безопасности, перспективы развития ОДКБ", он обосновал позицию ОДКБ не на конфронтационной парадигме, а на сориентированности на сопряжение и синтез взглядов соперничающих и ищущих пути к диалогу региональных безопасностных организаций, каковыми являются ОДКБ и НАТО. Нацеливаясь на диалог и сотрудничество, выигрышно не уходить от проблем, а профессионально обсуждать их, исходя из общих интересов национальной и международной безопасности сторон.
Принципиально важным шагом в выборе ориентации ОДКБ как международной организации региональной безопасности явилось декларирование своей готовности к заинтересованному диалогу с НАТО с целью планирования и осуществления сотрудничества в определении и преодолении современных вызовов и угроз безопасности международного сообщества, и в первую очередь, в региональных зонах ответственности обеих организаций. Приоритетами подобного сотрудничества объявлены общие интересы ОДКБ и НАТО в контроле за имеющимися запасами оружия массового поражения (ОМП), нераспространении ОМП, борьбе с международным терроризмом, а также такими сопровождающими терроризм явлениями, как наркотрафик, незаконная миграция и т.п. Следует отметить совпадение приоритетов ОДКБ и НАТО и в отношении старых разделительных линий в мышлении и практического наследия "холодной войны": обе организации региональной безопасности строят свою деятельность, принципиально дистанцируясь от ценностей и практики "холодной войны".
Международная безопасность и НАТО в новых условиях (сборник материалов международного семинара, Минск, 15-16 декабря 2011 года)