Jun 11,2011

27 июня 2010г. глава белорусского государства пообещал «организовать страну так, что 10 млн. человек будут жить нормально, не хуже, чем в Европе» . «Гарантирую», - сказал президент, и свежеотпечатанные банкноты лавиной обрушились на экономику республики. Но жить «не хуже, чем в Европе» жителям Беларуси было суждено недолго. Эмиссионный пузырь с треском лопнул 24 мая 2011г., когда власти объявили о грандиозной девальвации белорусского рубля.

Первый отклик президента на беду, случившуюся со страной, пришел 25 мая из далекой Астаны, где он искал не только дешевую нефть, но и успел выступить с лекцией в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева. «Может, с эмиссией переборщили?» - поделился со слушателями своими сомнениями белорусский президент. Но минутная слабость была недолгой. «Все-таки главное - скачок цен на энергоресурсы , - резюмировал президент. - Нас накрыла вторая волна кризиса. В первую очередь - по причине роста цен на энергоносители» . И тут же уверено заявил: «Выкрутимся». Вопрос только в том, когда и какой ценой.

Чтобы ответить на него, необходимо объективно разобраться в причинах кризиса и правдиво проинформировать об этом народ. Однако в Беларуси наблюдается дефицит не только валюты, но и честности среди деятелей государственного масштаба. Президент не раз обещал, что не допустит повторения девальвации. «Нам нет необходимости сегодня девальвировать национальную валюту. Об этом говорил и председатель Национального банка, и я не единожды заявлял об этом. Поэтому надо успокоиться и жить, спокойно смотреть в будущее. А оно, как мне кажется, в перспективе неплохое» , - заявлял Александр Лукашенко 17 декабря 2010г. «Все это [девальвация. - «БелГазета»]болтовня из одного и того же кабинета, чтобы дестабилизировать обстановку в стране. Блеф полный. Просто нагнетается обстановка, чтобы породить панику у населения» , - рассказывал президент, выступая на «Дажынках» в Лиде. И уверял: «Надо будет, мы заранее скажем, если будем девальвировать или укреплять рубль» .

Но, как показали последние события, прогнозы президента не оправдались. Хуже того, он не предупредил жителей республики о надвигающейся девальвации. «Пускай произошла девальвация. Ничего. Главное, этим распорядиться как надо» , - заявил Лукашенко в Астане. Между тем больше всего пострадали самые доверчивые граждане, решившие не забирать рублевые вклады из банков.

На 1 мая вклады населения в национальной валюте составили Br10,1 трлн., увеличившись за апрель на Br447,3 млрд. (на 4,6%). Тогда еще эта масса денег была эквивалентна $3,275 млрд., поскольку официальный курс составлял Br3084/$1. После 24 мая долларовый эквивалент рублевых вкладов населения усох до $2,05 млрд. Таким образом, народ лишился $1,225 млрд. Зато против людей, пытавшихся спасти свои сбережения путем обмена валюты или покупки товаров, госСМИ развернули мощную пропагандистскую кампанию. Их убеждали в бесполезности любых запасов. В итоге скисли не продукты, а белорусский рубль, обесценившийся на 56%. Подобных разрушительных последствий не пережила ни одна страна мира с момента начала мирового финансово-экономического кризиса. Поэтому ссылки на кризисные волны ничего общего не имеют с действительностью.

Между тем министр финансов Андрей Харковец предупреждал о том, что удержать повышенную зарплату в 2011г. - это «колоссально сложная задача» . На этот год, по словам министра, бюджет рассчитывался «исходя из того, чтобы сохранить реальную заработную плату, которой мы достигли на конец текущего года» . «Больше при тех объемах, темпах экономического роста, которые мы сегодня видим на следующий год и рассчитываем, объективно говоря, страна увеличить не сможет. Дай бог нам справиться с задачей сохранения реальной заработной платы» , - пояснил Харковец в октябре прошлого года. Но правительство его не услышало. За 4 месяца т.г. начисленная среднемесячная зарплата выросла еще на 26,2% по сравнению с декабрем 2010г.

В I квартале т.г. реальная зарплата выросла еще на 25%, опередив рост производительности труда на 14%. Поэтому расплата в виде девальвации белорусского рубля была закономерна.

Президент оперирует пропагандистскими мифами. «Мощный государственный сектор позволил удержаться нам на плаву (в период экономического кризиса)» , - заявил он в Казахстане. И «обвально» приватизировать его глава Беларуси, по-прежнему, не собирается. Придется разочаровать президента: белорусская экономика выдержала кризисный удар 2008-10гг. только благодаря $3,6 млрд., поступившим из Международного валютного фонда, и льготным поставкам российских энергоносителей. А сегодня ее удерживает «на плаву» предвкушение кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС на сумму $1,2 млрд. Теперь все зависит от позиции России и Казахстана. Либо они дают кредит, предварительно признав, что их удовлетворил способ, которым Нацбанк РБ якобы ликвидировал множественность курсов, либо спешить с кредитом не станут, решив, что действия Нацбанка - это профанация идеи.

Пока больше похоже на второй вариант. Динамики на валютном рынке не наблюдается. И теперь народу надо смотреть в оба, чтобы третьей волной их рублевые сбережения вообще не смыло.

Сергей ЖБАНОВ

http://belgazeta.by/20110530.21/010130421/