А.М. Чиж, Белорусский государственный университет, аспирант
Сегодня НАТО, созданное во времена, когда ключевое место в вопросах обеспечения национальной безопасности занимало устранение традиционных (преимущественно военных) угроз и обеспечение коллективной обороны в рамках региональных объединений государств, сталкивается с необходимостью адаптироваться к новой обстановке в условиях существования нетрадиционных угроз безопасности. Преодоление последствий стихийных бедствий, перебои в поставках энергоресурсов, кибератаки, борьба с пиратством - вот те проблемы в сфере безопасности, которые в начале XXI в. встали перед многими странами и которые могут трансформироваться в глобальные угрозы безопасности. В связи с этим преобразуются не только направления, но и географический охват - от регионального к глобальному - деятельности НАТО.
Проблема обеспечения энергетической безопасности, будучи одной из наиболее актуальных для государств-членов НАТО, отражена в основных документах и действиях Североатлантического альянса.
Впервые необходимость обеспечения энергетической безопасности была отмечена в Декларации Рижского саммита НАТО 26 ноября 2006 г. В данном документе речь шла о защите энергетической инфраструктуры участников альянса путем определения непосредственных угроз энергетической безопасности и, если потребуется, оказания поддержки на национальном или международном уровне [6]. В Декларации Бухарестского саммита 3 апреля 2008 г. вновь упомянуты защита энергетической инфраструктуры, а также обеспечение стабильности в энергетическом секторе [1]. Данное направление в деятельности Североатлантического блока было закреплено в принятой на саммите в Лиссабоне в 2010 г. Стратегической концепции, определившей задачи альянса в энергетической сфере: 1) защита жизненно важной энергетической инфраструктуры; 2) защита путей доставки энергоресурсов; 3) создание возможностей для оказания государствам-членам помощи в их борьбе с угрозами энергетической безопасности [7].
В Декларации Чикагского саммита 20 мая 2012 г. акцент был сделан на решении следующих задач: 1) обеспечение стабильных и надежных поставок энергоресурсов; 2) диверсификация поставщиков энергоресурсов, источников энергии и путей ее доставки; 3) повышение энергоэффективности вооруженных сил НАТО [2]. Эти же задачи были подтверждены в ходе саммита в Уэльсе 4-5 сентября 2014 г. [9], однако они не получили своего дальнейшего развития, поскольку важнейшими вопросами на повестке дня были кризис в Украине и борьба с силами Исламского государства в Ираке и Сирии.
Что касается достижения поставленных целей и практического решения задач в сфере обеспечения энергетической безопасности, то в настоящее время усилия государств-членов НАТО сосредоточены на анализе угроз в данной сфере, на разработке энергоэффективных технологий для вооруженных сил, а также поиске оптимальных механизмов сотрудничества блока с другими акторами на международной арене, в первую очередь с Европейским союзом.
В этом контексте следует упомянуть созданный НАТО в 2012 г. в Вильнюсе Передовой центр энергетической безопасности, призванный обеспечивать экспертную научно-техническую поддержку в энергетической сфере для содействия анализу рисков; предоставлять технические решения в области энергетической безопасности для формирования экологически чистого и эффективного военного потенциала; проводить научно-технический анализ различных вопросов энергетической безопасности и защиты критической инфраструктуры в тех сферах, в которых заинтересован альянс [8].
Таким образом, государства-члены НАТО в первую очередь нацелены на проведение консультаций по проблемам энергетической безопасности и реализацию научно-исследовательской работы для поиска методов и способов обеспечения энергетической безопасности. Североатлантический блок также намеревается наладить сотрудничество с Европейским союзом, однако в данном случае требуется детальная проработка сфер ответственности обоих акторов во избежание дублирования предпринимаемых шагов и выполняемых функций.
Но столь пристальное внимание НАТО к проблемам энергетической безопасности может поставить на повестку дня дальнейшую политизацию и даже милитаризацию данной сферы безопасности. В этой связи интерес представляет мнение советника исполнительного директора Международного энергетического агентства Ф. Корнелла, рассматривающего энергетическую безопасность через призму трехуровневой модели.
Первый уровень - это «военная энергетическая безопасность», представляющая собой «главным образом обеспечение и проведение логистических цепей к местам ведения боевых действий, а также управление общими потерями и потребностями в энергии» [3].
Второй уровень (или «вторичная энергетическая безопасность») - это обеспечение потребностей в энергетических ресурсах и электроэнергии всех служб государства (здравоохранение, образование, транспорт, борьба с чрезвычайными ситуациями и т.п.).
«Третичная энергетическая безопасность» имеет первостепенное значение для экономической сферы. Как отмечает автор, на этом уровне «энергетическая безопасность как таковая традиционно требует, чтобы цены были «приемлемыми». Ф. Корнелл также добавляет, что «третичная безопасность - это первый и наиболее вероятный из трех уровней, которому угрожают перебои в поставках углеводородов» [3]. При этом, по мнению Ф. Корнелла, «милитаризация» энергетической политики угрожает третичной безопасности, отправляя неправильные сигналы рынку и потенциальным инвесторам в инфраструктуру, независимо от того, являются они государственными монополиями или нет» [3].
Представляется, что внедрение энергоэффективных технологий в вооруженных силах НАТО является отражением такого подхода к энергетической безопасности военной сфере. Операция НАТО в Афганистане показала, что для защиты маршрутов транспортировки топлива требуются существенные затраты, а жизнь личного состава вооруженных сил при этом подвергается угрозе [4].
Но защита маршрутов доставки топливно-энергетических ресурсов, энергетической инфраструктуры может стать активным компонентом деятельности Североатлантического альянса. Пример тому - операция военно- морских сил НАТО «Океанский щит» (с 2009 г.) в Аденском заливе по защите гражданских судов и морских транспортных путей от нападений пиратов [5]. Активизация добычи природного газа в Восточной Африке и перспективы роста его экспорта в сжиженном виде (СПГ) подчеркивают необходимость устранения угрозы со стороны сомалийских пиратов, в чем решающую роль может сыграть ВМФ НАТО. Операция «Океанский щит» дает возможность не только стабилизировать обстановку в прилегающих к региону водах, но и обеспечить безопасность поставок СПГ на мировые рынки.
Таким образом, в настоящее время такое направление деятельности НАТО, как обеспечение энергетической безопасности государств-членов, находится в стадии становления. В первую очередь оно предполагает развитие научно-технического потенциала в сфере энергетической безопасности и обеспечение высококачественного анализа ведущих тенденций в развитии мирового топливно-энергетического комплекса, которые оказывают непосредственное влияние на состояние безопасности участников альянса.
Особое место в рамках деятельности по устранению угроз энергетической безопасности будет занимать сотрудничество с Европейским союзом, который проводит активную энергетическую политику.
В Европе ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности будет играть ЕС, однако НАТО может осуществить свой вклад в энергетическую политику посредством реализации программы энергоэффективности и использования альтернативных источников энергии в вооруженных силах, способствуя таким образом достижению целей Евросоюза в области энергоэффективности и борьбы с глобальным изменением климата.
В то же время следует избегать милитаризации процесса обеспечения энергетической безопасности, особенно на пространстве Европейского союза, поскольку укрепление роли военных в предотвращении перебоев в поставках энергоносителей может рассматриваться их экспортерами в качестве угрозы собственной национальной безопасности, что в свою очередь породит ответные меры, которые будут способствовать нарастанию напряженности в регионе.
Однако использование военного потенциала НАТО для защиты жизненно важной энергетической инфраструктуры от нападений со стороны террористов или пиратов в нестабильных регионах при соблюдении соответствующих норм международного права и с согласия региональных акторов будет способствовать укреплению глобальной энергетической безопасности.
Литература
- Bucharest Summit Declaration [Electronic resource] // The Official Website of the North Atlantic Treaty Organization. - Mode of access: <http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_8443.htm>. - Date of access: 02.12.2014.
- Chicago Summit Declaration [Electronic resource] // The Official Website of the North Atlantic Treaty Organization. - Mode of access: < http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_87593 .htm#energy_security>. - Date of access: 11.12.2014.
- Cornell, P.E. Energy Security as National Security: Defining Problems Ahead of Solutions / P.E. Cornell [Electronic resource] // Journal of Energy Security/ - 19 February 2009. - Mode of access: <http://www.ensec.org/index.php?option=com_content&view=article&id=183:ene rgy-security-as-national-security-defining-problems-ahead-of- solutions1&catid=92:issuecontent&Itemid=341>. - Date of access: 02.12.2014.
- Husniaux, A. Frontline NATO: Energy, Science and Warfighter / A. Husniaux, A. Ghanmi, M. Gietter [Electronic resource] // Journal of Energy Security / - 20 November 2013. - Mode of access: < http://www.ensec.org/index.php?option=com_content&view=article&id=468:front line-nato-energy-science-and-the-warfighter&catid=139:issue- content&Itemid=425>. - Date of access: 02.12.2014.
- Operation Ocean Shield [Electronic resource] // The Official Website of NATO Maritime Command. - Mode of access: < http://www.mc.nato.int/ops/Pages/OOS.aspx>. - Date of access: 02.12.2014.
- Riga Summit Declaration [Electronic resource] // The Official Website of the North Atlantic Treaty Organization. - Mode of access: <http://www.nato.int/docu/pr/2006/p06-150e.htm>. - Date of access: 02.12.2014.
- Strategic Concept For the Defence and Security of The Members of the North Atlantic Treaty Organization [Electronic resource] // The Official Website of the North Atlantic Treaty Organization. - Mode of access: < http: //www.nato. int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_publications/20120203_strat egic-concept-2010-eng.pdf>. - Date of access: 11.12.2014.
- The Official Website of NATO Energy Security Center of Excellence [Electronic resource]. - Mode of access: < http://www.enseccoe.org/en/about- us/centre-of-excellence.html>. - Date of access: 10.12.2014.
- Wales Summit Declaration [Electronic resource] // The Official Website of the North Atlantic Treaty Organization. - Mode of access: < http://www.nato. int/cps/en/natohq/official_texts_112964.htm?mode=pressrelease>. - Date of access: 10.12.2014.