Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) занимает особую нишу в системе международных отношений в Евразийском регионе. По сути дела это – единственная интеграционная структура в Евразии, которая имеет выраженное военное измерение в рамках разносторонних усилий по созданию системы коллективной безопасности нескольких постсоветских государств. Организация функционирует, однако, в условиях, когда единого евразийского пространства безопасности и обороны как такового не существует, оно остается фрагментарным и размытым, внутренне противоречивым и потенциально конфликтным.
Страны, входящие в ОДКБ, имеют во многом разнящиеся взгляды на цели и задачи организации. Россия, по утверждению российского аналитика А. Храмчихина, «видит в ней один из рудиментов СССР, которые в Кремле очень сильно ценят по соображениям чисто психологического характера». Москва к тому же может рассматривать территории своих союзников по ОДКБ как своеобразное «предполье» на трех важнейших стратегических направлениях (Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском). Со своей стороны, союзники Российской Федерации нередко рассматривают Россию как страну, которая не только обеспечит им «зонтик безопасности» (в том числе ядерный), но и поможет в модернизации вооружений и военной техники на льготных условиях.
Заявленное предназначение, масштабы и сложность стоящих перед ОДКБ задач заметно перевешивают достигнутый ею к настоящему времени уровень сотрудничества и военно-политической интеграции. Фактически ОДКБ еще находится только на начальном отрезке пути, ведущем к созданию действительно эффективной структуры коллективной безопасности.
По проблематике ОДКБ в русскоязычной и зарубежной литературе опубликовано немало материалов, однако среди них нет специальных обстоятельных аналитических разработок или же серьезных исследовательских трудов. Полностью отсутствуют исследования, посвященные оценке ОДКБ с точки зрения международного права. Показательно, например, что тематика ОДКБ представлена крайне слабо в работах известного российского Совета по внешней и оборонной политике, авторитетного американского Института национальных стратегических исследований Национального оборонного университета или же Отделения исследований и оценок британской Академии обороны, где трудятся весьма квалифицированные эксперты, в том числе по России и постсоветским государствам.
Основная масса имеющихся публикаций – небольшие газетные статьи, как правило, посвященные отдельным саммитам ОДКБ. Скажем, в западных СМИ были опубликованы материалы с оттенком сенсационности о последнем заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ на высшем уровне (Москва, 14 июня 2009 г.), в котором не приняла участие делегация Республики Беларусь. Западные авторы иногда поднимают вопросы, касающиеся деятельности ОДКБ, в более широком контексте, например, рассматривая региональные аспекты безопасности в Центральной Азии.
Среди русскоязычных публикаций необходимо выделить статьи, опубликованные Генеральным секретарем ОДКБ Н. Бордюжей в журнале «Международная жизнь», в которых представлен официальный взгляд на место и роль ОДКБ в евразийской системе координат, ее задачи и функции. Заслуживают также упоминания журнальные публикации В. Николаенко и А.Л. Рекута.
Настоящая работа представляет собой комплексное исследование статуса, эволюции, внешнеполитического, правового и военного измерений ОДКБ, проведенное специалистами в области международных отношений и международного права. Она подготовлена на основании анализа и обобщения правовой базы ОДКБ, аналитических и справочных материалов, выступлений должностных лиц ООН, ОДКБ, актов иных международных организаций.
Оценивая итоги работы по созданию системы коллективной безопасности на основе подписанного в мае 1992 г. Договора о коллективной безопасности, можно прийти к заключению, что ДКБ все же не привел к формированию полноценного военно-политического союза, который хотя бы частично и естественным образом компенсировал исчезновение единого советского оборонного пространства. В то же время, четко прослеживаются тенденции наращивания межгосударственного сотрудничества в различных сферах, включая создание коллективных вооруженных сил, взаимодействие в военно-технической сфере, сотрудничество предприятий оборонно-промышленного комплекса государств-членов в области производства и ремонта вооружений и военной техники, совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских программах в сфере разработки и испытаний вооружений и военной техники, военных технологий и технологий двойного назначения.
На перспективу главное направление в деятельности ОДКБ видится в дальнейшей консолидации политических усилий по противодействию современным вызовам и угрозам. При наличии в ОДКБ необходимых механизмов и на-копленного практического опыта взаимодействия организация в состоянии занять лидирующие позиции на постсоветском пространстве в борьбе с терроризмом, политическим экстремизмом, наркоугрозой и нелегальной миграцией.
Значительный интерес для ОДКБ представляет перспектива установления тесных партнерских связей региональными международными организациями, включая НАТО, ЕС, ШОС, и др. с учетом специфики каждой из них. В отношении ШОС значительный интерес представляет уже созданный ею антитеррористический потенциал, заявленная заинтересованность и готовность предпринимать практические шаги по укреплению безопасности и стабильности в азиатском регионе, где ОДКБ и ШОС стремятся защитить и продвинуть коллективные и национальные интересы и позиции.
Анализ правовой базы и практики ОДКБ позволили выявить ее характерные черты и проблемы. Так, например, процедура принятия в члены ОДКБ, на примере восстановления членства Республики Узбекистан, демонстрирует заинтересованность ОДКБ в новых членах. При этом отсутствие требования присоединения к основным международным договорам, заключенным в рамках ОДКБ и принятия мер по реализации решений, принимаемых органами ОДКБ до момента принятия государства в члены ОДКБ, может привести впоследствии к недостаточной координации взаимодействия государств в рамках ОДКБ и созданию в ней систем разноуровневого сотрудничества, что нецелесообразно в организациях с узким членством.
В документах ОДКБ имеется значительное число неточностей терминологического и технического характера, которые могут привести впоследствии к возникновению международных конфликтов. Так, например, использование термина «агрессия» вместо «вооруженное нападение» не-обоснованно расширяет концепцию самообороны.
На основании анализа структуры, порядка деятельности и полномочий органов ОДКБ можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в рамках ОДКБ сформировалась четкая организационная структура. В нее входит высший орган (СКБ ОДКБ), исполнительно-консультативные органы, собирающиеся на уровне руководителей соответствующих министерств (СМИД, СМО, КССБ), исполнительный орган, действующий в период межу сессиями СКБ (ПС), административный рабочий орган (Секретариат), орган межпарламентского сотрудничества (ПА ОДКБ), вспомогательные и рабочие органы, собирающиеся на уровне глав руководителей соответствующих органов государств-членов ОДКБ, либо постоянные и временные экспертные органы. В то же время, орган по разрешению споров отсутствует.
До настоящего времени отдельные вопросы, связанные с механизмом принятия и правовой силой решений, принимаемых органами ОДКБ, остаются неурегулированными. Так, в частности, механизм принятия решений консенсусом нуждается в уточнении, не устанавливаются сроки для исполнения государствами обязательств, вытекающих из решений органов ОДКБ в области предметной компетенции Организации, внутреннее право ОДКБ толкуется крайне узко и включает только решения, принимаемые по процедурным вопросам. Более того, решения, принятые по вопросам внутреннего права не носят обязательного характера, что противоречит правилам, сложившимся на международной арене и может создавать помехи для функционирования самой ОДКБ как международной организации.
ОДКБ активно сотрудничает с ООН, устанавливает и расширяет связи с иными международными региональными организациями в целом и по конкретным направлениям взаимодействия, например, борьба с терроризмом, торговлей оружием, незаконной миграцией и др. С окончательным оформлением ОДКБ как международной региональной организации были сделаны определенные шаги для укрепления ее связи с СБ ООН на основании главы VIII Устава ООН. Документы ОДКБ закрепляют обязанность предварительного получения санкции СБ ООН для проведения принудительных операций, информирования СБ ООН о приме-нении мер в порядке самообороны и осуществлениям миротворческой деятельности. В то же время, механизм мирного урегулирования международных споров в рамках ОДКБ включает только проведение консультаций по военным и политическим вопросам либо консультаций и переговоров по спорам, связанным с применением и толкованием международных договоров и решений органов ОДКБ. Механизм мирного урегулирования международных споров вне территории государств-членов ОДКБ до настоящего момента не создан.
Розанов Анатолий Аркадьевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета
Довгань Елена Федоровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права факультета международных отношений Белорусского государственного университета