Dec 05,2010 Темы: Беларусь

По объему продаж оборот наркотиков в последнее время состав­ляет, но некоторым данным, 8 % всей мировой торговли, что пре­вышает мировой экспорт железа и стали. По доходам наркобизнес оставил далеко позади нелегальную торговлю алкоголем, оружием, проституцию. Норма прибыли от торговли наркотиками составля­ет от 300 до 2000 %. Употребление наркотиков уносит жизни десят­ков тысяч в большинстве своем молодых людей. Известно, что Рос­сия, например, но этой причине ежегодно теряет около 30 тыс. сво­их граждан. Число людей, ежегодно умирающих от передозировки героина в странах НАТО (свыше 10 тыс. человек), в 5 раз выше, чем общее число военнослужащих войск НАТО, погибших в Афгани­стане с начала с военной операции 2001 г.

Постоянно увеличивается удельный вес преступлений, связан­ных с наркотиками. Так, в странах СНГ с 1991 по 2000 г. он вырос: в Молдове с 0,4 до 5 %, Беларуси — с 1 до 3 %, Армении — с 1 до 4 %, России — с 1 до 8 %, Украине — с 3 до 8 %, Казахстане — с 3 до 15 %, Таджикистане — с 3 до 13 %, Кыргызстане — с 4 до 9 %, Азербай­джане — с 5 до 17%. Давно доказано, что наркодоллары подпитыва­ют терроризм.

В этой проблеме особое место занимает многострадальный Аф­ганистан. Уже долгие десятилетия он является незатухающей «го­рячей точкой» нелегального производства наркотиков. Ежегодно от афганского опиума умирают около 100 000 человек, больше чем от любого другого наркотика в мире.

Афганистан сегодня — основной экспортер наркотиков, где, по оценкам ООН, производится до 93 % от общего мирового выпуска. На взгляд экспертов, наркоиндустрия фактически превратилась в неотъемлемую и органичную часть жизни афганского общества. Как ни странно, в Афганистане эта отрасль устраивает многих. Пре­жде всего, бедных афганских крестьян, для которых выращивание опийного мака дает средства к существованию. В 2003 г. этот вид агродеятельности был прибыльнее, чем выращивание пшеницы, в 27 раз, в 2007 г. — в 10 раз. В 2009 г. было засеяно опийным маком рекордная площадь — 131 000 га земли. Эксперты предполагают, что объем ежегодного наркооборота составляет в Афганистане около 3,0—3,5 млрд дол. США — от 40 до 50 % официального ВВП страны. Более того, в Афганистане, по мнению аналитиков, интересы нарко­торговли защищают коррумпированные правительственные чинов­ники, религиозные фанатики и политические инсургенты.

Известно, что 98 % производства героина в этой стране сосредо­точено в семи южных и юго-восточных провинциях, где дислоци­рованы в основном американские и британские воинские контингенты. Половина произведенного героина отправляется оттуда кон­трабандой через иранскую границу, в значительной степени оседает в самом Иране, а далее через Турцию попадает в Европу. Афгано- пакистанская граница открыта почти на всем своем протяжении, что значительно облегчает задачу наркоконтрабандистов. Пригра­ничные территории фактически подконтрольны талибам и стали зо­ной торговли наркотиками. Власти сопредельных государств про­тиводействуют этому, но с невысокой степенью задержаний. Так, в Иране перехватывается 20 % наркотрафика, Пакистане — 17 %, в Средней Азии, откуда наркотики попадают на территорию России и Беларуси, — всего 5 %. Хотя периодически появляется информа­ция о задержаниях. Так, в феврале 2010 г. сотрудниками Таможен­ной службы Таджикистана в аэропорту Душанбе при осуществле­нии таможенного контроля багажа пассажиров авиарейса по на­правлению Душанбе—Бишкек была пресечена попытка контрабан­ды свыше 5 кг афганского героина в Кыргызстан [1].

По данным 2008 г., на афганской границе существовало не ме­нее 300 пунктов контрабанды наркотиков, большинство из кото­рых контролируются местными полевыми командирами. На скла­дах в Афганистане, по разным оценкам, находится чистого героина от 2 до 3 тыс. т; действует до 400 нарколабораторий, которые пере­рабатывают опий-сырец в героин.

Производство героина в Афганистане поставлено на промыш­ленную основу. Не так давно российские наркополицейские вы­явили канал поставки героина в Москву в газовых баллонах. В ходе спецоперации был задержан водитель-дальнобойщик, у которого изъяли газовый баллон. Для того чтобы вскрыть его, сотрудники Госнаркоконтроля были вынуждены обратиться на один из москов­ских заводов. Внутри обнаружили 7 кг чистого героина, так назы­ваемого «дуди», который при дальнейшей розничной продаже мог быть многократно разбавлен добавками. Специалисты сделали за­ключение, что такой способ загрузки наркотика мог быть произве­ден только в промышленных условиях [2].

Наркоугроза актуальна и для Республики Беларусь. За 1990-е гг. она превратилась из страны-транзита в страну потребителя наркоти­ческих веществ. Более того, эксперты считают, что республику нарко­мафия «садит на иглу», в надежде сделать ее надежным наркоканалом. Беларуси не справиться в одиночку с этим коварным и сильным злом, хотя правоохранительные органы осуществляют активное противодействие наркотрафику. Так, по данным за 2002 г., в Белару­си было задержано 1412 кг наркотиков, из которых МВД задержало 1320 кг, погранслужба - 55, таможенная служба - 33, КГБ - 3,5 кг. Для сравнения, в то же время в государствах Центрально-азиатского региона задержано 5,6 т наркосредств, в Российской Федерации — свыше 30 т, в Польше - 420 кг, Украине - около 150 кг, Литве - 70 кг, Латвии — 550 кг.

За период с 2001 по 2009 г. только белорусские таможенники пресекли более 330 попыток контрабанды наркотиков и прекур­соров. Из незаконного оборота изъято более 265 кг наркотических средств и психотропных веществ, 75,6 кг прекурсоров. За 9 месяцев 2009 г. таможенными органами Республики Беларусь самостоятель­но и во взаимодействии с иными правоохранительными органами пресечен 41 факт контрабанды и незаконного оборота наркотиче­ских средств и психотропных веществ. Всего изъято: 3754,3 г нарко­тических средств и психотропных веществ, 948 таблетизированных препаратов, содержащих наркотические и психотропные вещества [13]. В итоге, как заявил директор Федеральной службы по контро­лю за оборотом наркотиков (ФСКН) России В. Иванов, благодаря профессионализму и умелым действиям сотрудников правоохрани­тельных органов Беларуси, через белорусско-российскую границу контрабанда наркотиков в Россию практически сведена к нулю [4].

Однако, с другой стороны, нелегальный ввоз наркотиков из Рос­сии в Беларусь вызывает особую тревогу. Ведь наркоситуация в со­седней стране сложна, а существующее и развивающееся единое та­моженное пространство позволяет наркокурьерам гораздо успешнее доставлять наркотики с территории восточной соседки в Беларусь

В 2008 г. в России официально было зарегистрировано более по­лумиллиона потребителей наркотиков. За последние годы она ста­ла абсолютным мировым лидером по сбыту и потреблению герои­на. Такое заявление сделал директор ФСКН, выступая в Госдуме в ходе «круглого стола» о наркотрафике из Афганистана. Он отметил, что процент россиян, употребляющих опиаты, в 5—8 раз превыша­ет соответствующий показатель в странах Евросоюза (опиаты в Рос­сии употребляют до 90 % всех наркозависимых) и подчеркнул, что весь героин имеет исключительно афганское происхождение. По его данным, из Афганистана в Россию контрабандой ввозится не менее 12 т чистого героина, что составляет 3 млрд разовых доз [4].

Россия ежегодно потребляет 75-80 т афганского героина. Это 20 % афганского героина, но спецслужбы перехватывают все­го 4 % наркотрафика. От употребления этого зелья в стране уми­рает до 30 тыс. человек в год. С учетом того, что основным способом употребления опиатов является внутривенная инъекция, рост наркомании одновременно породил и эпидемический рост ВИЧ-инфицированных и больных гепатитом [4|.

Безусловно, определяющим фактором стремительного ухудше­ния наркоситуации в России и иных странах является очаг геопо­литической напряженности в Центральной Азии, эпицентром кото­рого стала военно-политическая обстановка в Афганистане. Имен­но ее особенности трансформировали экономику этой страны в «наркозависимую». В целях стабилизации ситуации жизненно не­обходимо скорейшее наведение устойчивого правопорядка в рай­онах производства афганского опиумного мака. Силы на эти дей­ствия мировое сообщество имеет. Это воинский контингент США и НАТО в Афганистане - Международные силы содействия безопас­ности (ISAF). Хотя, по мнению официальных российских экспертов, с 2001 по 2008 г. после введения в Афганистан военных контингентов США и НАТО производство опиатов возросло в десятки раз.

Безусловно, НАТО стремится содействовать упрочению мира и стабильности в Афганистане посредством миротворческой деятель­ности и в последние годы учитывает угрозу наркотиков в районах действий международных сил безопасности.

Несомненно, нужно согласиться с мнением о необходимости последовательного включения в эту деятельность более широкого круга участников на международном уровне. В руководящем до­кументе НАТО «План операции 10302», определяющем действия ISAFв процессе их расширения в южной части Афганистана, где вы­ращивается больше всего мака, силам НАТО поставлена задача под­держки усилий афганских органов по борьбе с наркотиками. Сюда относятся задачи материально-технической поддержки, совмест­ного использования разведывательных данных и информации, по­мощь в обучении афганских военнослужащих и полицейских ме­тодам борьбы с наркотиками. Хотя ISAFприходилось вести такую работу, силы под руководством НАТО долгое время не могли пол­ностью включиться в деятельность по борьбе с наркотиками, так как это помешало им решать несколько иные задачи.

Поэтому о расширении круга задач ISAFпостоянно говорится на международных конференциях, посвященных проблемам борьбы с наркотиками. Так, на проходившем в октябре 2007 г. в Кабуле интер­национальном форуме, участники которого представляли 58 стран и международных организаций, ставился вопрос об участии ISAFв этой борьбе. «Управление ООН по наркотикам и преступности счи­тает, что находящиеся в Афганистане силы НАТО могли бы играть ключевую роль в уничтожении плантаций мака, задержании кара­ванов и привлечении наркодельцов к суду», — заявил представи­тель ООН Винсент Мак Лин, выступая перед участниками конференции [5]. Ранее на такие призывы командование НАТО отвеча­ло отказом, ссылаясь на отсутствие мандата ООН, так как первона­чально они получили мандат лишь на борьбу с терроризмом. Но уже в начале осуществления миротворческой операции командованию ISAFстала очевидна взаимосвязь между производством опия и воз­вращением Талибана. В результате в октябре 2007 г. министры обо­роны стран НАТО поставили перед международным воинским кон­тингентом новую задачу по борьбе с наркотиками. Отныне находя­щиеся в Афганистане коалиционные силы должны были более ак­тивно действовать по перехвату наркокараванов, уничтожению нар­колабораторий и складов с опиатами. Как характерный факт акти­визации войны с наркотиками отметим и перевод в 2007 г. из «кока­иновой» Колумбии в Афганистан посла США Уильяма Вуда — сто­ронника уничтожения наркопосевов с воздуха.

Уже в 2007 г. начались военные действия в поддержку ручного уничтожения посевов. В 2008 г. сторонники жесткого курса в США настояли на том, чтобы войска США и союзников расширили свою борьбу с афганскими талибами, дополнив ее военными действиями против наркоиндустрии, включая политику огня на поражение про­тив производителей героина и кампанию но уничтожению посевов с воздуха. В январе 2009 г. в письме верховного главнокомандующе­го НАТО генерала Джона Крэддока, адресованном его европейским коллегам, отмечалось, что в войне с наркотиками введено правило стрельбы на поражение, что более не нужно представлять развед­данные или другие доказательства того, что каждый наркоторговец или наркообъект в Афганистане соответствует критериям, по кото­рым он становится военной целью [6|.

Однако ситуация с производством героина еще далеко не под контролем. В сентябре 2009 г. директор-исполнитель УООННП Антонио Мария Коста отметил, что «развитие ситуации с наркоти­ками в Афганистане контрастирует с тенденциями, наблюдаемыми в остальных регионах мира. Производство наркотиков уменьшает­ся на всех континентах. Производство кокаина в регионе Анд упа­ло на 30 % за последние три года. В Юго-Восточной Азии произ­водство опиума уменьшилось на 75 %, а так называемый "Золотой треугольник", все еще вызывающий у нас трагические ассоциации с наркозависимостью и смертями, вскоре может быть объявлен зо­ной, свободной от наркотиков. Марокко также сократило возделы­вание каннабиса... В борьбе с наркотиками у нас нет универсальных рецептов, так называемой "серебряной пули". Опиумную экономи­ку в Афганистане следует демонтировать средствами демократии, правопорядка и экономического восстановления. Невозможно до­стигнуть этого насилием, как это пытался сделать Талибан, невоз­можно достигнуть этого, не решая проблемы бедности, царящей в этой стране. Было бы исторической ошибкой оставить Афганистан на волю опиума после того, как мы освободили его от Талибана и Аль-Каиды» [7].

Таким образом, международное сообщество принимает актив­ные меры противодействия наркоиндустрии. В Афганистане глав­ным инструментом этого сотрудничества являются силы ISAF, по­лучившие с конца 2007 г. задачу по активизации борьбы с наркоти­ками. Однако борьба с наркомафией должна вестись по всему фрон­ту и, как говорится, «всем миром». В этой борьбе важно и сотруд­ничество Республики Беларусь, ее специальных служб и уполномо­ченных органов с НАТО в области противодействия наркотрафику. Как отмечает белорусское руководство, интересам Беларуси отвеча­ет пошаговое углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего, в деле пресечения перемещения через белорусскую территорию контрабанды, нелегальных мигрантов, оружия, нарко­тических средств |8|.

Острога В. А., Белорусский государственный университет