По объему продаж оборот наркотиков в последнее время составляет, но некоторым данным, 8 % всей мировой торговли, что превышает мировой экспорт железа и стали. По доходам наркобизнес оставил далеко позади нелегальную торговлю алкоголем, оружием, проституцию. Норма прибыли от торговли наркотиками составляет от 300 до 2000 %. Употребление наркотиков уносит жизни десятков тысяч в большинстве своем молодых людей. Известно, что Россия, например, но этой причине ежегодно теряет около 30 тыс. своих граждан. Число людей, ежегодно умирающих от передозировки героина в странах НАТО (свыше 10 тыс. человек), в 5 раз выше, чем общее число военнослужащих войск НАТО, погибших в Афганистане с начала с военной операции 2001 г.
Постоянно увеличивается удельный вес преступлений, связанных с наркотиками. Так, в странах СНГ с 1991 по 2000 г. он вырос: в Молдове с 0,4 до 5 %, Беларуси — с 1 до 3 %, Армении — с 1 до 4 %, России — с 1 до 8 %, Украине — с 3 до 8 %, Казахстане — с 3 до 15 %, Таджикистане — с 3 до 13 %, Кыргызстане — с 4 до 9 %, Азербайджане — с 5 до 17%. Давно доказано, что наркодоллары подпитывают терроризм.
В этой проблеме особое место занимает многострадальный Афганистан. Уже долгие десятилетия он является незатухающей «горячей точкой» нелегального производства наркотиков. Ежегодно от афганского опиума умирают около 100 000 человек, больше чем от любого другого наркотика в мире.
Афганистан сегодня — основной экспортер наркотиков, где, по оценкам ООН, производится до 93 % от общего мирового выпуска. На взгляд экспертов, наркоиндустрия фактически превратилась в неотъемлемую и органичную часть жизни афганского общества. Как ни странно, в Афганистане эта отрасль устраивает многих. Прежде всего, бедных афганских крестьян, для которых выращивание опийного мака дает средства к существованию. В 2003 г. этот вид агродеятельности был прибыльнее, чем выращивание пшеницы, в 27 раз, в 2007 г. — в 10 раз. В 2009 г. было засеяно опийным маком рекордная площадь — 131 000 га земли. Эксперты предполагают, что объем ежегодного наркооборота составляет в Афганистане около 3,0—3,5 млрд дол. США — от 40 до 50 % официального ВВП страны. Более того, в Афганистане, по мнению аналитиков, интересы наркоторговли защищают коррумпированные правительственные чиновники, религиозные фанатики и политические инсургенты.
Известно, что 98 % производства героина в этой стране сосредоточено в семи южных и юго-восточных провинциях, где дислоцированы в основном американские и британские воинские контингенты. Половина произведенного героина отправляется оттуда контрабандой через иранскую границу, в значительной степени оседает в самом Иране, а далее через Турцию попадает в Европу. Афгано- пакистанская граница открыта почти на всем своем протяжении, что значительно облегчает задачу наркоконтрабандистов. Приграничные территории фактически подконтрольны талибам и стали зоной торговли наркотиками. Власти сопредельных государств противодействуют этому, но с невысокой степенью задержаний. Так, в Иране перехватывается 20 % наркотрафика, Пакистане — 17 %, в Средней Азии, откуда наркотики попадают на территорию России и Беларуси, — всего 5 %. Хотя периодически появляется информация о задержаниях. Так, в феврале 2010 г. сотрудниками Таможенной службы Таджикистана в аэропорту Душанбе при осуществлении таможенного контроля багажа пассажиров авиарейса по направлению Душанбе—Бишкек была пресечена попытка контрабанды свыше 5 кг афганского героина в Кыргызстан [1].
По данным 2008 г., на афганской границе существовало не менее 300 пунктов контрабанды наркотиков, большинство из которых контролируются местными полевыми командирами. На складах в Афганистане, по разным оценкам, находится чистого героина от 2 до 3 тыс. т; действует до 400 нарколабораторий, которые перерабатывают опий-сырец в героин.
Производство героина в Афганистане поставлено на промышленную основу. Не так давно российские наркополицейские выявили канал поставки героина в Москву в газовых баллонах. В ходе спецоперации был задержан водитель-дальнобойщик, у которого изъяли газовый баллон. Для того чтобы вскрыть его, сотрудники Госнаркоконтроля были вынуждены обратиться на один из московских заводов. Внутри обнаружили 7 кг чистого героина, так называемого «дуди», который при дальнейшей розничной продаже мог быть многократно разбавлен добавками. Специалисты сделали заключение, что такой способ загрузки наркотика мог быть произведен только в промышленных условиях [2].
Наркоугроза актуальна и для Республики Беларусь. За 1990-е гг. она превратилась из страны-транзита в страну потребителя наркотических веществ. Более того, эксперты считают, что республику наркомафия «садит на иглу», в надежде сделать ее надежным наркоканалом. Беларуси не справиться в одиночку с этим коварным и сильным злом, хотя правоохранительные органы осуществляют активное противодействие наркотрафику. Так, по данным за 2002 г., в Беларуси было задержано 1412 кг наркотиков, из которых МВД задержало 1320 кг, погранслужба - 55, таможенная служба - 33, КГБ - 3,5 кг. Для сравнения, в то же время в государствах Центрально-азиатского региона задержано 5,6 т наркосредств, в Российской Федерации — свыше 30 т, в Польше - 420 кг, Украине - около 150 кг, Литве - 70 кг, Латвии — 550 кг.
За период с 2001 по 2009 г. только белорусские таможенники пресекли более 330 попыток контрабанды наркотиков и прекурсоров. Из незаконного оборота изъято более 265 кг наркотических средств и психотропных веществ, 75,6 кг прекурсоров. За 9 месяцев 2009 г. таможенными органами Республики Беларусь самостоятельно и во взаимодействии с иными правоохранительными органами пресечен 41 факт контрабанды и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Всего изъято: 3754,3 г наркотических средств и психотропных веществ, 948 таблетизированных препаратов, содержащих наркотические и психотропные вещества [13]. В итоге, как заявил директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России В. Иванов, благодаря профессионализму и умелым действиям сотрудников правоохранительных органов Беларуси, через белорусско-российскую границу контрабанда наркотиков в Россию практически сведена к нулю [4].
Однако, с другой стороны, нелегальный ввоз наркотиков из России в Беларусь вызывает особую тревогу. Ведь наркоситуация в соседней стране сложна, а существующее и развивающееся единое таможенное пространство позволяет наркокурьерам гораздо успешнее доставлять наркотики с территории восточной соседки в Беларусь
В 2008 г. в России официально было зарегистрировано более полумиллиона потребителей наркотиков. За последние годы она стала абсолютным мировым лидером по сбыту и потреблению героина. Такое заявление сделал директор ФСКН, выступая в Госдуме в ходе «круглого стола» о наркотрафике из Афганистана. Он отметил, что процент россиян, употребляющих опиаты, в 5—8 раз превышает соответствующий показатель в странах Евросоюза (опиаты в России употребляют до 90 % всех наркозависимых) и подчеркнул, что весь героин имеет исключительно афганское происхождение. По его данным, из Афганистана в Россию контрабандой ввозится не менее 12 т чистого героина, что составляет 3 млрд разовых доз [4].
Россия ежегодно потребляет 75-80 т афганского героина. Это 20 % афганского героина, но спецслужбы перехватывают всего 4 % наркотрафика. От употребления этого зелья в стране умирает до 30 тыс. человек в год. С учетом того, что основным способом употребления опиатов является внутривенная инъекция, рост наркомании одновременно породил и эпидемический рост ВИЧ-инфицированных и больных гепатитом [4|.
Безусловно, определяющим фактором стремительного ухудшения наркоситуации в России и иных странах является очаг геополитической напряженности в Центральной Азии, эпицентром которого стала военно-политическая обстановка в Афганистане. Именно ее особенности трансформировали экономику этой страны в «наркозависимую». В целях стабилизации ситуации жизненно необходимо скорейшее наведение устойчивого правопорядка в районах производства афганского опиумного мака. Силы на эти действия мировое сообщество имеет. Это воинский контингент США и НАТО в Афганистане - Международные силы содействия безопасности (ISAF). Хотя, по мнению официальных российских экспертов, с 2001 по 2008 г. после введения в Афганистан военных контингентов США и НАТО производство опиатов возросло в десятки раз.
Безусловно, НАТО стремится содействовать упрочению мира и стабильности в Афганистане посредством миротворческой деятельности и в последние годы учитывает угрозу наркотиков в районах действий международных сил безопасности.
Несомненно, нужно согласиться с мнением о необходимости последовательного включения в эту деятельность более широкого круга участников на международном уровне. В руководящем документе НАТО «План операции 10302», определяющем действия ISAFв процессе их расширения в южной части Афганистана, где выращивается больше всего мака, силам НАТО поставлена задача поддержки усилий афганских органов по борьбе с наркотиками. Сюда относятся задачи материально-технической поддержки, совместного использования разведывательных данных и информации, помощь в обучении афганских военнослужащих и полицейских методам борьбы с наркотиками. Хотя ISAFприходилось вести такую работу, силы под руководством НАТО долгое время не могли полностью включиться в деятельность по борьбе с наркотиками, так как это помешало им решать несколько иные задачи.
Поэтому о расширении круга задач ISAFпостоянно говорится на международных конференциях, посвященных проблемам борьбы с наркотиками. Так, на проходившем в октябре 2007 г. в Кабуле интернациональном форуме, участники которого представляли 58 стран и международных организаций, ставился вопрос об участии ISAFв этой борьбе. «Управление ООН по наркотикам и преступности считает, что находящиеся в Афганистане силы НАТО могли бы играть ключевую роль в уничтожении плантаций мака, задержании караванов и привлечении наркодельцов к суду», — заявил представитель ООН Винсент Мак Лин, выступая перед участниками конференции [5]. Ранее на такие призывы командование НАТО отвечало отказом, ссылаясь на отсутствие мандата ООН, так как первоначально они получили мандат лишь на борьбу с терроризмом. Но уже в начале осуществления миротворческой операции командованию ISAFстала очевидна взаимосвязь между производством опия и возвращением Талибана. В результате в октябре 2007 г. министры обороны стран НАТО поставили перед международным воинским контингентом новую задачу по борьбе с наркотиками. Отныне находящиеся в Афганистане коалиционные силы должны были более активно действовать по перехвату наркокараванов, уничтожению нарколабораторий и складов с опиатами. Как характерный факт активизации войны с наркотиками отметим и перевод в 2007 г. из «кокаиновой» Колумбии в Афганистан посла США Уильяма Вуда — сторонника уничтожения наркопосевов с воздуха.
Уже в 2007 г. начались военные действия в поддержку ручного уничтожения посевов. В 2008 г. сторонники жесткого курса в США настояли на том, чтобы войска США и союзников расширили свою борьбу с афганскими талибами, дополнив ее военными действиями против наркоиндустрии, включая политику огня на поражение против производителей героина и кампанию но уничтожению посевов с воздуха. В январе 2009 г. в письме верховного главнокомандующего НАТО генерала Джона Крэддока, адресованном его европейским коллегам, отмечалось, что в войне с наркотиками введено правило стрельбы на поражение, что более не нужно представлять разведданные или другие доказательства того, что каждый наркоторговец или наркообъект в Афганистане соответствует критериям, по которым он становится военной целью [6|.
Однако ситуация с производством героина еще далеко не под контролем. В сентябре 2009 г. директор-исполнитель УООННП Антонио Мария Коста отметил, что «развитие ситуации с наркотиками в Афганистане контрастирует с тенденциями, наблюдаемыми в остальных регионах мира. Производство наркотиков уменьшается на всех континентах. Производство кокаина в регионе Анд упало на 30 % за последние три года. В Юго-Восточной Азии производство опиума уменьшилось на 75 %, а так называемый "Золотой треугольник", все еще вызывающий у нас трагические ассоциации с наркозависимостью и смертями, вскоре может быть объявлен зоной, свободной от наркотиков. Марокко также сократило возделывание каннабиса... В борьбе с наркотиками у нас нет универсальных рецептов, так называемой "серебряной пули". Опиумную экономику в Афганистане следует демонтировать средствами демократии, правопорядка и экономического восстановления. Невозможно достигнуть этого насилием, как это пытался сделать Талибан, невозможно достигнуть этого, не решая проблемы бедности, царящей в этой стране. Было бы исторической ошибкой оставить Афганистан на волю опиума после того, как мы освободили его от Талибана и Аль-Каиды» [7].
Таким образом, международное сообщество принимает активные меры противодействия наркоиндустрии. В Афганистане главным инструментом этого сотрудничества являются силы ISAF, получившие с конца 2007 г. задачу по активизации борьбы с наркотиками. Однако борьба с наркомафией должна вестись по всему фронту и, как говорится, «всем миром». В этой борьбе важно и сотрудничество Республики Беларусь, ее специальных служб и уполномоченных органов с НАТО в области противодействия наркотрафику. Как отмечает белорусское руководство, интересам Беларуси отвечает пошаговое углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего, в деле пресечения перемещения через белорусскую территорию контрабанды, нелегальных мигрантов, оружия, наркотических средств |8|.
Острога В. А., Белорусский государственный университет