А.А. Розанов,
доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений факультета международных отношений Белгосуниверситета
Недавно, когда президент Барак Обама находился в Новом Орлеане, ученик четвертого класса, десятилетний афроамериканец, спросил у него, мол, почему вас все ненавидят? В этом возрасте дети, как правило, не смотрят телевизионные новости и не читают газеты. Вероятно, мальчик воспроизвел то, что взрослые в его семье обсуждают, например, за обеденным столом.
Популярность Обамы снижается. Согласно опросам общественного мнения, его деятельность на посту главы Белого дома в настоящее время одобряют 48% американцев.
Один из читателей лондонской «Таймс», Майкл Барнс, высказал на страницах газеты распространенное мнение об Обаме после 10 месяцев его президентства: «...Приходится допустить самое худшее — сравнение с Джимми Картером выглядит обоснованным». Дж.Картер вошел в историю как чрезвычайно «слабый» президент США от Демократической партии, много рассуждавший о правах человека, но мало чего добившийся в практической политике.
По мнению социологов, снижение популярности президента происходит в основном на фоне плохого состояния американской экономики и высокого уровня безработицы. Вместе с тем намерение Обамы отправить в Афганистан дополнительно 30 тысяч военнослужащих вызывает одобрение. Так, 60% американцев поддержали в этом главу государства. Кроме того, почти 70% одобрили объявленную президентом США стратегию по выводу в 2011 году из Афганистана американских войск.
В администрации США надеются, что еще 5 тысяч дополнительно направят европейские страны — члены НАТО, помогут и другие союзники. Как рассчитывают в Вашингтоне, Италия выделит тысячу солдат, Польша — 600, Великобритания — 500, Испания — 200. Вклад прочих союзников США по НАТО может оказаться незначительным. Примечательно, что Франция и Германия пока вообще не выразили желания увеличивать свое военное присутствие на афганской земле.
Кстати, на днях оглашена необычная мировая: Берлин согласился выплатить немалые суммы семьям афганцев, погибших или раненных в результате авиаудара НАТО в провинции Кундуз в сентябре этого года. Тогда погибли 142 человека, в том числе несколько десятков мирных жителей. В результате разгорелся громкий международный скандал, в центре которого неожиданно оказались не американцы, от чьих бомб и погибли мирные афганцы, а немцы. Дело в том, что F–15–E, выпустившие высокоточные бомбы лазерного наведения GBU–38 по захваченным талибами бензовозам и окружавшим их людям, были вызваны командиром гарнизона бундесвера в Кундузе полковником Георгом Кляйном.
Этот эпизод ярко свидетельствует, как нелегко европейцам выполнять союзнический долг и в то же время сохранять собственную репутацию.
Президент США столкнулся с серьезным сопротивлением своей афганской стратегии и в рядах собственной Демократической партии. Левое крыло демократов настроено против эскалации войны, считая, что такой курс отнимет ресурсы, необходимые для проведения затеянных Обамой внутренних преобразований, в первую очередь в сфере здравоохранения. Противники наращивания войск указывают на пороки афганского правительства (коррумпированность, связь с наркоторговцами и др.), доказывая, что у США, по сути дела, нет в этой стране законного партнера, который бы заслуживал доверия.
Сомнения по поводу эскалации афганской операции, особенно по вопросу ее финансирования, высказываются в конгрессе США. Председатель ключевого комитета по ассигнованиям палаты представителей демократ Дэвид Оуби призывает финансировать наращивание войск за счет повышения налогов для всех американцев за исключением семей военнослужащих. Его коллега по партии Карл Левин, председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил, предлагает повысить подоходный налог только тем, кто зарабатывает больше 250 тысяч долларов в год.
Республиканцы начали атаку на Обаму под другим углом: они считают ошибочным четкое обозначение, как это сделал президент, срока начала вывода американских войск из Афганистана. Барак Обама в своем выступлении в военной академии Вест–Пойнт сказал, что вывод начнется в июле 2011 года. По мнению сенатора Джона Маккейна, это «неверный сигнал и для наших друзей, и для наших врагов». Дебаты в конгрессе ожидаются напряженные...
Источник