Oct 02,2010

Forsecurity.org: Как Вам Беларусь?

Рене Бур: В Беларуси я впервые. И я впечатлена приветливостью белорусов. Я влюбилась в Минск! В городе я познакомилась с проспектом Независимости, зданием Парламента, Национальной библиотекой, улицами Карла Маркса и Ленина. Очень интересно! Завтра (21 сентября – ред.) еду в Витебск на семинар по проблеме толерантности к беженцам. Там я планирую познакомиться с частью еврейской культуры в Беларуси – музеем Шагала.

Семинар «Белорусская диаспора: прошлое и настоящее», организованный Центром изучения внешней политики и безопасности прошел в форме дискуссии. Что вам запомнилось больше всего?

Рене Бур: Я узнала о белорусской организации «Радзіма», о том, что ученые ФМО  БГУ готовят к публикации работу по истории и современному состоянию белорусской диаспоры, о том, что белорусы занимаются исследованием белорусской диаспоры в Аргентине (мы, в США, часто забываем, что белорусская диаспора есть и в других странах, кроме США (улыбается – ред.). Надеюсь, наша встреча позволит укрепить связи между белорусскими и американскими университетами для того, что расширять наш кругозор. В Америке по-своему трактуют происходящее в Восточной Европе, здесь – по другому. Поэтому нужно проводить научные обмены.

Вы изучаете nationalism in Eastern Europe, на русский это можно перевести как «национализм в Восточной Европе». Слово «национализм» для жителей Восточной Европы - эмоционально окрашенное понятие. Иногда его даже путают со словом «нацизм».

Рене Бур: Понятие «национализм» имеет негативную коннотацию для обыденного сознания американского общества, так же как и для белорусского. Ученые же концентрируются на том аспекте этого понятия, который означает национальное самосознание, т.е. «то, что объединяет людей, позволяет им идентифицировать себя с другими». У разных народов эта идентификация базируется на разных основаниях. В странах Балтии на языке, в Беларуси – на основе государственной атрибутики, как и во Франции. Некоторые, кстати, полагают: нет идентификации на основе языка – нет нации. Что касается взаимосвязи национализма и нацизма, то второй - крайняя форма проявления первого.

В 1980-х в США вышла скандальная книга Джона Лофтуса «Белорусский секрет», в которой автор обвинял спецслужбы США в том, что они пригласили в страну и даже дали гражданство нескольким белорусам, при якобы содействии которых в годы нацистской оккупации на территории Беларуси были истреблены тысячи евреев. Позже эти же люди стали у истоков крупных сегодня общественных организаций белорусов в Америке. Кто, по-вашему, стоял за выходом этой книги?

Рене Бур: Эта книга мне не знакома. Но первое, на что я обратила внимание, когда  услышала этот вопрос, это время выхода книги. В это время президентом США был Рейган, известный своими громкими высказываниями в отношении СССР. Ему выгодно было объединить вокруг себя приверженцев своих взглядов, поддержать страх к коммунизму. С другой стороны, все может быть. Известно, например, что в США были приглашены видные японские ученые для того, чтобы поделиться разработками, несмотря на то, что они сотрудничали с нацистами.

В Беларуси изучают, как функционируют наднациональные институты в ЕС, а в США  - как формируется белорусская нация. Исходя из данных ваших исследований, тенденция к участию международных организациях, и, соответственно, в формировании наднациональных институтов, в Беларуси существует?

Рене Бур: Я анализировала историю Беларуси со времен ВКЛ до распада СССР, а также современную историю. И я хочу сказать, что в Беларуси есть люди, которые хотели бы пожертвовать национальным суверенитетом ради вступления в ЕС, но большинство против этого. Беларусы имеют короткую историю национального государства, поэтому говорить о готовности Беларуси  к участию в международных организациях, в которых созданы и реально функционируют наднациональные институты, преждевременно. Об этом мы, кстати, говорили с экспертом  Центра изучения внешней политики и безопасности Виктором Шадурским. Пока он – единственный белорусский ученый, с кем мне удалось активно пообщаться. Хотелось бы отметить его высокий уровень компетентности в сфере внешней политики Беларуси.

Подготовил Владимир Казанков